Три последних завещания Посланника Аллаха (ﷺ)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) на протяжении своей жизни оставлял своим последователям множество полезных советов и заповедей. Вся жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), его слова, действия, а также одобренные им слова и действия других людей являются для нас примером для подражания и руководством в жизни.
Самые важные свои заветы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) озвучил в проповеди, которую он прочитал на горе Арафат во время совершения прощального хаджа. Не менее важными были и заповеди, которые Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) озвучил в последние дни своей жизни.
Если посмотреть на советы и наказы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), которые он оставил своей умме на протяжении своей жизни и перед уходом в мир иной, то можно увидеть, как сильно он заботился о своей умме, какое милосердие и сострадание проявлял к ней, а последние завещания Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) особенно указывают на это.
Итак, последними заповедями Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) были следующие веления:
1. думать о Всевышнем хорошо;
От Абу Суфьяна передаётся, что Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَبْلَ وَفَاتِهِ بِثَلَاثٍ، يَقُولُ: لَا يَمُوتَنَّ أَحَدُكُمْ إِلَّا وَهُوَ يُحْسِنُ بِاللهِ الظَّنَّ
«Я слышал, как за три дня до своей смерти Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Любой из вас должен встречать смерть, только ожидая от Всевышнего Аллаха хорошего (надеясь на Его милосердие и прощение)»». (Муслим, 2877; Ибн Хиббан, 636; Абу Дауд, 3113; Ибн Маджах, 4167)
Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:
قَالَ الْعُلَمَاءُ هَذَا تَحْذِيرٌ مِنَ الْقُنُوطِ وَحَثٌّ عَلَى الرَّجَاءِ عِنْدَ الْخَاتِمَةِ
«Учёные сказали: «В этих словах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) содержится предостережение от отчаяния и побуждение к надежде во время смерти»».
Поэтому перед смертью человеку следует надеяться на то, что Аллах проявит к нему Своё милосердие и дарует прощение. Более того, благодаря такому предположению верующего о своём Господе Он может поступить с ним в соответствии с этим мнением.
От Василя ибн аль-Аска’ (радыяллаху ‘анху) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي، إِنَّ ظَنَّ خَيْرًا فَخَيْرٌ، وَإِنَّ ظَنَّ شَرًّا فَشَرٌّ
«Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошо, то Я поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохо, то поступлю с ним плохо”». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-Авсат», 401)
Учитывая это, учёные-богословы считают желательным для тех, кто присутствует рядом с человеком, который находится при смерти, напоминать ему как можно больше аятов и хадисов об уповании на Всевышнего Аллаха и обширности Его милости.
2. полноценно совершать намаз;
Намаз является одним из величайших столпов Ислама и первым, за что человек будет держать отчёт в Судный день. Намаз был светом очей Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), и, несмотря на мучения и боли, которые мучили его, он и перед смертью завещал нам уделять особое внимание намазу.
От Умму Салямы (радыяллаху ‘анха) передаётся:
كَانَ مِنْ آخِرِ وَصِيَّةِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: الصَّلَاةَ الصَّلَاةَ، وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ حَتَّى جَعَلَ نَبِيُّ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُلَجْلِجُهَا فِي صَدْرِهِ، وَمَا يَفِيصُ بِهَا لِسَانُهُ
«Одним из последних завещаний посланника Аллаха ﷺ были слова: «Намаз, намаз и ещё раз намаз! Не попирайте права тех, кто зависит от Вас». Посланник Аллаха ﷺ так долго повторял с запинками эти слова, что уже не мог шевелить своим благословенным языком и начал повторять их беззвучно». (Ахмад, 26483)
В этом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) завещал своей умме полноценно совершать пятикратный намаз, соблюдая все его условия, выполняя все его столпы и желательные действия, а также заботиться об их своевременности и не откладывать на более поздний срок.
3. заботиться об ансарах.
Слово «ансары» в переводе с арабского языка – помощники, защитники, избавители, сторонники. Согласно исламской терминологии, ансарами называют жителей Медины, которые помогли Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) и другим мухаджирам, которые переселились в этот город.
Жители Медины помогли Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллам) в самый трудный период в его жизни, защитили его самого и его последователей от врагов. Ансары стали помощниками Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) в его делах и самыми верными сторонниками. За какое бы дело ни взялся Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), ансары были его союзниками в самых отчаянных ситуациях. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) завещал заботиться о них.
От Анаса ибн Малика (радыяллаху ‘анху) передаётся следующее:
مَرَّ أَبُو بَكْرٍ وَالْعَبَّاسُ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا بِمَجْلِسٍ مِنْ مَجَالِسِ الْأَنْصَارِ وَهُمْ يَبْكُونَ، فَقَالَ: مَا يُبْكِيكُمْ؟ قَالُوا: ذَكَرْنَا مَجْلِسَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنَّا، فَدَخَلَ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَخْبَرَهُ بِذَلِكَ، قَالَ: فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَدْ عَصَبَ عَلَى رَأْسِهِ حَاشِيَةَ بُرْدٍ، قَالَ: فَصَعِدَ الْمِنْبَرَ، وَلَمْ يَصْعَدْهُ بَعْدَ ذَلِكَ الْيَوْمِ، فَحَمِدَ اللهَ وَأَثْنَى عَلَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: أُوصِيكُمْ بِالْأَنْصَارِ، فَإِنَّهُمْ كَرِشِي وَعَيْبَتِي، وَقَدْ قَضَوُا الَّذِي عَلَيْهِمْ وَبَقِيَ الَّذِي لَهُمْ، فَاقْبَلُوا مِنْ مُحْسِنِهِمْ وَتَجَاوَزُوا عَنْ مُسِيئِهِمْ
«Как-то раз Абу Бакр и Аль-‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах), проходившие мимо собрания ансаров (да будет доволен ими Аллах), увидели, что те плачут, и кто-то из них спросил: “Что заставляет вас плакать?” Они ответили: “Мы вспомнили о том, как с нами встречался Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам)”.
После этого Аль-‘Аббас (радыяллаху ‘анху) пришёл к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) и рассказал ему об этом, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), у которого голова была повязана куском ткани, использовавшейся в качестве каймы для плаща, вышел из своей комнаты и поднялся на минбар, чего после этого дня больше никогда не делал. Он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, а потом сказал: “Я завещаю вам заботиться об ансарах, ибо, поистине, они являются наиболее близкими ко мне людьми и хранителями моих тайн. Они выполнили свой долг, но ещё не получили того, что по праву причитается им, и поэтому принимайте благие дела от тех из них, кто совершает благое, и прощайте тех из них, кто совершит дурное”». (Бухари, 3799)
Муслим Абдулаев
islamdag.ru