Хадис о намерении
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Тот, чья хиджра была к Аллаху и Его Посланнику, переселится к Аллаху и Его Посланнику, а тот, чья хиджра была ради обретения мирских благ или ради женитьбы на женщине, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Бухари и Муслим).
عن أمير المؤمنين أبي حفص عمر بن الخطاب رضي الله عنه ، قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : ( إنما الأعمال بالنيّات ، وإنما لكل امريء مانوى ، فمن كانت هجرته إلى الله ورسوله ، فهجرته إلى الله ورسوله ، ومن كانت هجرته لدنيا يصيبها ، أو امرأة ينكحها ، فهجرته إلى ما هاجر إليه ) رواه البخاري ومسلم في صحيحهما
В этом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывает нас быть искренними в своих намерениях, так как дела оценивается по намерениям. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря намерению, искренности и стремлению получить благословение Аллаха.
Учёные богословы Ислама считают, что этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем Ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений.
Пророк (мир ему и благословение) разъясняет нам необходимость присутствия намерения во всех делах, и с точки зрения Шариата, совершаемые дела принесут награду лишь в том случае, если они совершаются по предварительному намерению.
Приступая к совершению того или иного дела, вида поклонения верующий должен иметь определённое намерение, источником которого является сердце. Цель намерения состоит в том, чтобы отделить обычные деяния от поклонения, и отличить дела поклонения друг от друга.
Здесь можно привести такой пример: один человек принимает пищу только из-за желания утолить голод, другой же принимает пищу, выполняя приказ Великого и Всемогущего Аллаха: «Ешьте и пейте!» (сура «аль-Араф», аят 31). Тогда принятие пищи вторым человеком будет поклонением, а принятие пищи первым человеком будет относиться к обычному деянию.
А что касается переселения (хиджра), упомянутого в хадисе, имеется ввиду переселение из того места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии. Хиджра не обязательно – буквальный переезд в другой регион. Самое главное переселение – переселение от своих грехов! И мусульманин, который борется со своими грехами, является благородным мухаджиром.
От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передается, что «среди сподвижников был один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, и потом сподвижники стали называть его «переселенцем Умм Кайс»».
Да поможет нам Аллах быть искренними во всех делах и намерениях!