Хадис о намерении

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб  (да будет доволен им Всевышний Аллах)  сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха  (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Поистине,  дела (оцениваются) по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то,  что он намеревался (обрести). Тот, чья хиджра была к Аллаху и Его Посланнику, переселится к Аллаху и Его Посланнику, а тот, чья хиджра была ради обретения мирских благ или ради женитьбы на женщине, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Бухари и Муслим).

عن أمير المؤمنين أبي حفص عمر بن الخطاب رضي الله عنه ، قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : ( إنما الأعمال بالنيّات ، وإنما لكل امريء مانوى ، فمن كانت هجرته إلى الله ورسوله ، فهجرته إلى الله ورسوله ، ومن كانت هجرته لدنيا يصيبها ، أو امرأة ينكحها ، فهجرته إلى ما هاجر إليه ) رواه البخاري ومسلم في صحيحهما

В этом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывает нас быть искренними в своих намерениях, так как  дела оценивается по намерениям.  Любое полезное  и благое дело становится поклонением благодаря намерению, искренности и стремлению получить благословение Аллаха.

Учёные богословы Ислама считают, что этот  хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем Ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений.

Пророк (мир ему и благословение) разъясняет нам  необходимость  присутствия намерения  во всех делах, и с точки зрения Шариата, совершаемые  дела принесут награду лишь в том случае,  если они совершаются по предварительному намерению.

Приступая к совершению того или иного дела, вида поклонения верующий должен иметь определённое намерение, источником которого является сердце. Цель намерения состоит в том, чтобы отделить обычные деяния от  поклонения, и отличить дела поклонения друг от друга.

Здесь можно привести такой пример: один человек принимает пищу только из-за желания утолить голод, другой же принимает пищу, выполняя приказ Великого и Всемогущего Аллаха: «Ешьте и пейте!» (сура «аль-Араф», аят 31). Тогда принятие пищи вторым человеком будет поклонением, а принятие пищи первым человеком будет относиться к обычному деянию.

А что касается переселения (хиджра), упомянутого в хадисе, имеется ввиду переселение  из того места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии. Хиджра не обязательно  –  буквальный переезд  в другой регион. Самое главное переселение – переселение от своих грехов! И мусульманин, который борется со своими грехами,  является благородным мухаджиром.

От Ибн Масуда  (да будет доволен им Аллах) передается,  что «среди сподвижников был один человек,  посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс,  но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, и потом сподвижники стали называть его «переселенцем  Умм Кайс»».

Да поможет нам Аллах быть искренними во всех делах и намерениях!

Источник