Хотите быть успешным предпринимателем? Делайте, как Пророк (ﷺ)!

 

Можно ли вас назвать добросовестным предпринимателем?

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) хвалил честность в бизнесе. Он говорил:

«Правдивый, честный торговец будет (в Раю) среди пророков, праведников и шахидов» (Ат-Тирмизи).

В Западной Африке, как и в Юго-Восточной Азии, ислам появился именно благодаря купцам; как правило, первыми его принимали правители, затем — их подданные.

Уже к X веку через купцов ислам распространился вдоль восточного побережья Африки, а позднее двинулся вглубь континента. Причем честная торговля сыграла ключевую роль не только в проповеди ислама — она обеспечивала доверие населения к новой религии.

Но кто же был самым добросовестным в делах торговли?

Несомненно, самым надежным из людей, когда-либо занимавшихся торговлей, был венец рода человеческого Мухаммад ибн Абдуллах, «печать Пророков» (мир ему и благословение).

Непревзойденная честность Посланника Аллаха

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с младых ногтей был вынужден проявлять самостоятельность. Его отец умер еще до его рождения, мать скончалась, когда ему было шесть лет.

Непродолжительное время он жил в доме деда, а затем переселился в семью своего дяди Абу Талиба. Вскоре после этого он начал работать.

Благородный Пророк (мир ему и благословение) оказался удачливым на предпринимательской стезе не только благодаря своему уму, но и потому, что был воплощением вообще всяческих достоинств и ихсана (совершенства) во всем.

«Ихсан — это когда ты служишь Аллаху так, как будто ты видишь Его, ибо даже если ты не можешь видеть Его, Он видит тебя» (Бухари, Муслим).

В следующем хадисе сообщается о торговой сделке между Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и одним из его сподвижников. Передается, что Аль-Адда ибн Халид сказал:

«Пророк Мухаммад написал для меня [расписку]: «Настоящим подтверждаю, что приобретение Мухаммада, Посланника Аллаха, у Аль-Адды ибн Халида, сделанное в результате сделки между двумя мусульманами, не имеет скрытого изъяна, порока и на нем нет греха (гайла)»» (Аль-Бухари).

Речь идет о покупке раба, причем Катада объясняет, что под «гайла» подразумевается «блуд, кража или пребывание в бегах».

Возвращение вверенного имущества обидчикам

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) имел безупречную репутацию среди жителей Мекки. Если человек боялся потери или кражи какого-то ценного имущества, он со спокойным сердцем доверял его Мухаммаду на хранение и мог быть уверен, что оно по первому требованию будет ему возвращено. Когда жизнь Мухаммада стала невыносимой от гонений мекканских многобожников, Аллах позволил ему переселиться в Медину.

В тот момент на хранении у Пророка было множество вещей, принадлежавших его гонителям, однако, будучи исключительно совестливым человеком, Пророк переселился только после того, как поручил своему двоюродному брату Али Ибн Абу Талибу вернуть эти вещи владельцам, а до тех пор оставаться в Мекке.

Али великолепно справился с этим поручением. Итак, как видим, Посланник Аллаха, мир ему, не успокоился, пока ценности не были отданы владельцам, хотя эти люди преследовали его и даже замышляли убить.

Роль мусульманских купцов в распространении ислама

После прихода ислама в Юго-Восточную Азию, на большинстве территорий продвижение новой религии обеспечивалось не столько завоеваниями и силой, сколько добровольным мирным обращением.

Среди жителей островов почти повсеместно принятие новой веры предварялось тесными торговыми отношениями с мусульманскими купцами и моряками, познакомившими местное население с принципами и обрядами новой религии.

Пословица «Поступки говорят громче слов» нашла яркое подтверждение в мусульманской истории, в частности, в ходе распространения ислама в немусульманских странах Азии, Африки и Европы, которое происходило в немалой степени благодаря добросовестности и порядочности мусульманских купцов, заключавших сделки с местным населением.

В 1500 г. мусульманское влияние ощущалось на Суматре, Яве, в Малайзии. Местные жители вступали в прямые контакты с мусульманскими купцами из Индии и с Аравийского полуострова. В Малайзию и Индонезию также прибывали арабские ученые, рассказывающие о новой религии.

Среди мусульман предпринимательская честность остается важным принципом ведения бизнеса и в наши дни, и примеров такой честности можно привести немало.

Американец палестинского происхождения стал примером порядочности, вернув еврейской семье украденный дорогой ноутбук.

В 2008 г. скрипач с мировым именем дал бесплатный концерт у стойки такси в аэропорту Нью-Йорка в знак признательности честному таксисту-мусульманину, который вернул ему скрипку стоимостью в 4 млн. долларов.

В ноябре 2014 года хозяин ресторана сети «Бургер Кинг» в Сан-Хосе, мусульманин, передал в полицию найденную сумку с 100 000 долларов.

В немецком городе Минден беженец из Сирии отдал властям 50 000 евро, найденные в кармане костюма из гуманитарной помощи.

Таксист-мусульманин вернул 12 000 фунтов стерлингов пенсионеру, ставшему жертвой мошенника.

Недавно в Дубае пакистанец вернул 50 000 дирхамов, найденных рядом с банкоматом.

Действительно, спасение человечества зависит от того, сможет ли оно вернуться к учению Пророка Мухаммада, мир ему. Так давайте же следовать сунне ради будущего уммы, руководствоваться в жизни принципами честности и порядочности, сторониться лжи и лицемерия, дабы ихсан стал мерилом всех наших слов и поступков.

Источник