«Золотой век» исламской цивилизации
Мусульманские зодчие внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Мечети, медресе, караван-сараи, крытые рынки, общественные бани, сады и парки, дворцы, замки и цитадели неизменно вызывают восхищение на протяжении многих веков высоким уровнем мастерства архитекторов и новаторскими инженерными решениями.
Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные методы строительства. Они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур в сложнейшие архитектурные конструкции и филигранно сплетенные орнаменты.
Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в изысканные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они конструировали из простых элементов необычайно эффектные композиции.
Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов.
Величественные строения мусульманских зодчих средневековья впечатляют мастерски образованным переплетением арочных дуг ажурными сводами в форме звезд и кружевами решетчатых оград.
Мусульманская архитектура удивляет декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков. Многие архитектурные сооружения как произведения искусства оформлялись лепниной, напоминающей разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя. Такая лепнина стала опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кирпичной кладкой и многоцветной керамической мозаикой.
Мечети
Мечети – места поклонения Создателю – это главный вид сооружений в Исламе. В оформлении поверхностей стен мечетей исламские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью и другие материалы, изготовленные по особым технологиям.
Они также достигли совершенства в строительстве высоких минаретов, которые имели форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.
Мусульмане достигли высокого мастерства в строительстве мечетей с куполами диаметром в десятки метров и минаретов высотой с современное высотное здание. Это требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв и многих других факторов.
Архитектура ранних мечетей была проста и функциональна. Как известно, первую в мире мечеть – Ка‘бу – построил первый человек на земле – Пророк Адам, мир Ему. После Всемирного потопа эта мечеть была разрушена, а позднее восстановлена Пророком Ибраһимом и Его сыном Исма‘илем. Первая мечеть во времена Пророка Мухаммада, мир Ему, была построена в Медине.
Мечеть «Аль-Харам» (Ка‘ба) в Мекке Мечеть Пророка Мухаммада, мир Ему, в Медине
В разных странах сложились свои традиции строительства мечетей. Один из ранних и распространенных типов мечетей – колонная мечеть. К этому типу относятся соборные мечети, возведенные в 7 веке на юге Ирака в Басре и Куфе, а также знаменитая Кордовская мечеть. В таких мечетях квадратный или прямоугольный двор окружен глухой стеной с пристроенной изнутри крытой арочной галереей на столбах или колоннах. К стене, обращенной к Ка‘бе, примыкал молитвенный зал, образованный несколькими рядами колонн.
Выдающимся памятником архитектуры мусульманской Испании считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.
На Среднем Востоке широкое распространение получили строения айванного типа. Это прямоугольное или квадратное строение с внутренним двором. В центре каждой стены располагается зал в виде глубокой сводчатой ниши – айван.
С 14-15 вв. айван стал неотъемлемой часть парадного входа – пештака.
Наряду с четырех-айванной композицией распространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Такое строение типично для мавзолеев (могилы святых и правителей, над которыми возведено здание).
Одним из новшеств, одобренных исламскими учеными, было сооружение в мечетях михраба – рельефной арки или арочной ниши в молельном зале, указывающей Кыблу (направление на Ка‘бу). Михраб богато украшали орнаментами и религиозными текстами. А также изысканно декорировали минбар – возвышение справа от михраба (обычно в форме лесенки), с которого имам читал проповедь.
Мусульманские зодчие достигли большого мастерства и в светском строительстве: дворцов, караван-сараев, бань и других общественных сооружений, которые отличались не только внешней красотой, но и высокой функциональностью.
Строительство жилых домов
Одним из интереснейших архитектурных решений мусульманских строителей было сооружение жилых домов таким образом, чтобы со стороны улицы не была видна жизнь их обитателей. С улицы был виден глухой фасад дома, а окна и двери выходили во внутренний двор, где размещались все строения, а также фонтаны, водоемы и цветущий сад.