Молитва особо терпеливых рабов Всевышнего Аллаха
ربَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
«Господь наш! Прости нам грехи наши и несдержанность в поступках, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных».[1]
В этом аяте Всевышний Аллах повествует о Своих особо терпеливых рабах.
В каждой общине были рабы Всевышнего Аллаха искренние в вере, стойкие в религии, примерным образом следующие за посланниками Всевышнего. В часы различных испытаний они не только поручали себя Всевышнему Создателю, но и следуя Его посланникам, обращались к Всевышнему Аллаху за помощью. И примером этому является эта молитва.
Всевышний Аллах, повествуя о Своих особо терпеливых рабах, говорит:
وَكَأَيِّن مِّن نَّبِيٍّ قَاتَلَ مَعَهُ رِبِّيُّونَ كَثِيرٌ فَمَا وَهَنُواْ لِمَا أَصَابَهُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَمَا ضَعُفُواْ وَمَا اسْتَكَانُواْ وَاللّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много верующих мужей! Они не отступили перед тяготами, выпавшими им на пути Всевышнего Аллаха, не смирились перед врагом и не покорились ему. Воистину, Аллах любит терпеливых». («Али Имран», 146 аят)
И если на их долю выпадали испытания, вплоть до того, что убивали пророков их общины, они обращались к Всевышнему Аллаху:
ربَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا
«Господь наш! Прости нам грехи наши».
То есть: О, Всевышний! Скрой наши недостатки и прости наши прегрешения.
وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا
«Прости наши ошибки в поступках наших».
То есть: О, Всевышний! Наряду с прегрешениями прости наши тяжкие грехи.
В этом аяте повествуется об истинной набожности терпеливых рабов. Они уверовали в единственность Всевышнего Аллаха и последовали за Его посланниками. Подчиняясь приказу Всевышнего Аллаха были стойкими в религии. И не смотря на это они просят прощения за свои грехи. Это и есть истинная набожность!
Почему особо терпеливые рабы Всевышнего Аллаха, обращаясь к Нему, упомянули о своих грехах? Разве нельзя было, подобно нам, просто сказать: «О, Аллах! Прости нас!» Они знают, что человек всегда нуждается в милости Всевышнего Аллаха. Поэтому они всегда молят Всевышнего Аллаха о Его милости. Главной же причиной непринятия молитвы могут быть грехи. В этом суть того, что они первым делом стали молить Всевышнего Аллаха о прощении их грехов.
Наряду с этим в этом аяте повествуется о качестве, присущего истинно богобоязненным рабам Всевышнего Аллаха. Истинно богобоязненный раб Всевышнего всегда находится в состоянии надежды и страха. Он не полагается на совершение им благих деяний и не теряет надежды на милость Всевышнего Аллаха.
وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا
«Укрепи наши стопы».
То есть: Укрепи наши сердца!
Здесь Всевышний Аллах указывает на важную истину – стойкость человека связана со стойкость в сердце.
На самом деле верующий должен проявлять стойкость в трех случаях:
1. При встрече с врагом. И если в этом случае Всевышний Аллах не дарует ему стойкость в сердце, он может проявить трусость и побежать с поля битвы, что запрещено шариатом;
2. При сомнительных обстоятельствах (шубха). В жизни мы часто сталкиваемся с сомнительным. По другому и не может быть. Ведь этот бренный мир – место испытаний. В подобных случаях верующего от совершения сомнительного, то есть греховного, может уберечь лишь его стойкость;
3. Когда есть опасность следования страстям (шахуа).
Шахуа – следование страстям, похоти.
Когда есть опасность следования страстям без стойкости, даруемой Всевышним Аллахом, верующий может впасть в тяжкий грех.
وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
«И помоги нам против неверных».
То есть: Даруй нам превосходство над неверными, даровав нам победу над ними. Ведь победа – в Твоих руках!
Вот и здесь говорится о качестве, присущем истинно богобоязненному рабу Всевышнего Аллаха. Истинно богобоязненные верующие, первым делом, будут уповать на волю и поддержку Всевышнего Аллаха, а не на причины и средства.
Каков результат подобного примерного действия?
Всевышний Аллах говорит:
فَآتَاهُمُ اللّهُ ثَوَابَ الدُّنْيَا وَحُسْنَ ثَوَابِ الآخِرَةِ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«И Аллах даровал им воздаяние в жизни земной и лучшую награду в загробной жизни. Воистину, Аллах любит совершающих благо».[2]
Воздаяние Всевышнего Аллаха в земной жизни – это Его помощь и поддержка, Его дары и победа. Награда же в Судный день – вечная жизнь в джаннате. Говоря по другому, сауаб Ахирата возобладает над сауабом бренного мира. И это то, что дарует Всевышний Аллах Своим рабам с благим намерением, словом и деянием. Началом же всего является довольство Всевышнего Аллаха.
Заключение:
— человек всегда нуждается во Всевышнем Аллахе;
— человек должен максимально остерегаться совершения грехов, так как грех является причиной непринятия дуа;
— человеку свойственно грешит и ошибается, и истинно богобоязненный верующий признает это. А считать себя безгрешным – качество, присущее шайтану;
— истинно верующий живет между страхом от наказания Всевышнего Аллаха и надеждой на Его милость;
— как бы там не было верующий не должен отчаиваться в милости Всевышнего Аллаха;
— дуа – образ нужды верующего во Всевышнем Аллахе;
— дуа – первопричина достижения цели;
— истинно верующий никогда не будет полагаться на причины и средства. Он, прежде всего, полагается на волю и помощь Всевышнего Аллаха.