3 подарка от Аллаха за чистое намерение
По большому счёту, человек всегда делает, что хочет. Он может не отдавать себе в этом отчёта, но это так. Безотчетность в действиях бывает опаснее самих действий. Выходит, сердце не осознаёт решений, но будет за них отвечать.
Для устранения этой нелогичности, необходимы анализ и выверка внутренних устремлений. Речь идёт о намерении. Потому что именно оно определяет в наших поступках всё — и форму, и содержание, и результат, и Отчёт.
«Поистине, дела [оцениваются] только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику, переселится к Аллаху и Его Посланнику, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся” (привели имамы аль-Бухари, Муслим и др.).
Посторонние примеси
Намерение — это наш замысел и мотивация. Как известно из Корана, цель создания человека — поклонение Аллаху, Единственному Господину всех творений. Отсюда, логично, что земные поступки и слова должны исходить из признания нашей “рабской” сути. Тогда они станут актами поклонения Всемогущему. Тогда можно надеяться, что Он одарит нас Милостью и Прощением. Ин ша Аллах.
Ключом к перечисленному является правильный чистый ният (намерение), т.е. нацеленность на Довольство Творца. Здесь подразумевается очищение нашего внутреннего настроя от возможных примесей, таких как расчёт на признание людей, ожидание награды или благодарности от них, утверждение своей правоты и пр.
Очищение намерения требует от каждого из нас разных усилий, в зависимости от крепости этого навыка и степени самоконтроля.
Намеренная свобода
Чистое намерение — само по себе амаль (деяние). За него, согласно хадису, душе записывается саваб (вознаграждение). И вместе с ним Аллах дарует человеку другие Милости, в том числе:
1. Освобождение от трудностей.
Это подтвердит каждый, у кого получалось добиться искреннего нията и начать что-то делать, ради Аллаха. Всевышний открывает нужные двери и даёт решения, которые даже не предполагались Его рабом.
Но расширение возможностей происходит и за счёт другого. Так, человек смотрит на возникающие обстоятельства, исключительно как на Помощь Аллаха в решении его задачи. Даже если происходит нечто, что выглядит помехой, человек душой это принимает.
Будучи настроен на получение Довольства Творца, он стыдится высказывать Ему недовольство или выдвигать какие-либо требования. А как известно, всегда больше возможностей у того, у кого нет лишних запросов.
Такого человека шайтан не сможет поймать на свои предательские «если бы». Не заставит мечтать об идеальных условиях в ущерб использованию реального шанса, который Аллах даёт в эту минуту.
2. Освобождение от оценок окружающих.
Часто оценки людей влияют на наше настроение и ведение дел. Нас могут отговаривать или поддерживать, критиковать или хвалить. В любом случае, мнение окружающих словно вклинивается в наши отношения с Аллахом. Нафс (эго) часто идёт на поводу у посторонних суждений. Поэтому начинает обижаться и жалеть себя, если не встречает людского одобрения или благодарностей. Или любуется собой и гордится, если люди признали и похвалили за труды. И то, и другое вредно для души.
Однако, изначальный искренний ният делает нас свободными от того, что скажут или подумают люди. Мы перестаём на них оглядываться. Ведь наше дело задумано только ради Аллаха. Поэтому действительной является лишь Его «оценка».
3. Освобождение от себя.
Чистое намерение внутренне освобождает нас от того, чтобы хоть каплю из достигнутого успеха записать на свой счёт. Как и от того, чтобы истязать себя упрёками в случае невыполнения намеченного. Делая искренний ният, ради Аллаха, человек всё вверяет Создателю: и себя, и дело, и результат.
Поэтому мы становимся свободны от лени, страхов и многого другого, чем спекулирует нафс, чтобы увильнуть от неприятных или трудных дел. Несмотря на его протесты, нам легче добиться в себе готовности и приступить к выполнению задуманного. Т.о., правильным намерением мы нейтрализуем ухищрения нафса.
Через чистый ният раб Аллаха освобождается и от гордыни, самомнения, а также ожиданий (нередко, иллюзорных), которые могут предшествовать тому, что желанно нафсу. Т.е., если дело нам приятно и радостно, то и тут дистанцированность от нафса будет полезна. Она сохранит внутренний самоконтроль и удержит нас от грехов и ошибок. Ин ша Аллах.