Адабы речи
Повседневную речь мусульманина нельзя представить без постоянного упоминания Имени Аллаха, так как каждый мусульманин помнит о том. Кто дал ему все блага этой жизни, перед Кем ему предстоит отчитываться и Кого можно просить всегда и обо всем
Каждый жест и поступок нашего пророка служил примером для всех людей. Всевышний Аллах про него сказал:
«Вы имеете прекрасный пример в вашем пророке для тех, которые надеются на Бога и на последний день и которые часто вспоминают о Боге». (Ахзаб 21)
Речь Мухаммеда (саллаллаху аляйхи ва саллям), посредством которого люди обретут счастье обоих миров, была выразительной и оказывало сильное влияние на людей. Он говорил громко, слова произносил четко и ясно, так что слушатели даже запоминали слова. Обычно повторял слова трижды, когда вел разговор, то поднимал голову. Никому не говорил неприятных слов и не перебивал чужую речь. Никогда не вел пустых разговоров.
Досточтимый Хасан (радыяллаху анху), спросил у Хинда, сына от первого брака Хатиджы, который был прекрасным оратором: «Какова была речь нашего пророка?» Хинд (радыяллаху анху) рассказал: «Расулуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям), всегда находился в размышлениях и предпочитал молчать. Говорил только тогда, когда в этом была необходимость. А когда говорил, то каждое слово произносил ясно и с изяществом. Когда указывал на что-то то, поднимал всю руку. Если изумлялся, то поворачивал ладони вверх. Иногда при речи, ударял друг о друга ладони. Во время разговора скромно опускал взгляд. Смеялся редко, чаще всего улыбался». (Тирмизи, Шамаил)
Сподвижник пророка Умар ибн аль Хаттаб (радыяллаху анху) передал:
«О посланник Аллаха, почему ты, несмотря на то что вырос вместе с нами, говоришь ясно и изысканно? В ответ пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: ′′О Умар, красноречие моего предка Исмаила (алейхи салям), со временем в народе потеряло свое былое изящество. Сейчас, когда пришел ислам, то ко мне приходил Джабраил и научил меня всей красоте и тонкостям этого языка′′». (Джаладдин ас-Суюти)
В речи пророка, не было никакой недосказанности и изъяна. Вся речь была красивой и ясной. Никогда не была непонятной и загадочной. Т.е. не было скрытого и недосказанного. Ибо он никогда не любил что-то скрывать и недоговаривать. К тому же он открыто запрещал такое. В одном из хадисов, посланник Аллаха сказал:
«Я послан с религией основой которой служит открытость в имане, в которой легкие и простые поклонения! Каждый, кто после меня пойдет другим путем и введет в эту религию замкнутость и затруднение, то пусть знает что он не от меня». (Джамиус-сагир, Шархи ас-Сираджу′ль-мунир 2/131) При разговоре надо быть приветливым и улыбаться.
Важное отличие между человеком и другими живыми существами, это умение говорить и думать. Диалог, который ведут люди, отражает их уровень развития и мышления. Язык это то, что делает человека человеком.
Ислам требует от верующих знать языковые дисциплины и в исламе заложено много основ для языкознания. Мумину, прежде всего нужно произнести Бисмилля и восхваление Аллаха и только потом начинать говорить. Любое важное дело начатое без этого, не принесет плодов. (Абу Давуд, Ибн Маджа)
В хадис шарифе сказано:
«Многословие без поминания Аллаха, ужесточает сердце. Люди с окаменевшими сердцами это те кто очень далеки от Аллаха». (Тирмизи)
Умение говорить, огромная божественная милость, которая обеспечивает взаимоотношения, коммуникацию и взаимопонимание между людьми. Т.е. чувства и мысли, желания и требования в большинстве случаев выражаются словами. Используемые отдельным человеком слог и речь, может сделать его в жизни как успешным так и нанести ему ущерб. И даже про умение придержать язык, сказано как об одном из средств попадания в рай.
Расулуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Тот кто даст слово органом между двумя челюстями (языком) сохранить целомудрие и честь, тому обещаю рай». (Бухари)
В другом хадис шарифе, когда у него спросили: «Кто самый добродетельный?» то пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил:
′′Тот, в словах и деяниях которого уверены мусульмане′′». (Бухари)
При разговоре, мусульманин всегда должен быть приятным и приветливым. Хорошее слово выведет змею из норы, плохое слово выведет человека из веры. Мунафик насуплен бровями и скверный на язык.
В общей сложности, разговор должен быть кратким и по делу и всегда нужно говорить хорошее. Нужно избегать ненужных подробностей.
Не начинать разговор среди старших без их разрешения. Не доставлять беспокойство людям громким разговором на повышенных тонах. Никого при разговоре не осуждать, не стравливать людей. Ни над кем не насмехаться, не врать о людях даже в шутку. В речи не применять жаргонные слова и непристойности. Говорить нужно благородно и вежливо.
Совершая телефонный звонок, сначала нужно представиться самому, отвечая на звонок не говорить «ало» а сказать «пожалуйста говорите».
На что мусульманину обращать внимание при разговоре:
Прекрасная религия ислам, ниспосланная для того чтобы люди добились счастья обоих миров, для культуры речи основало несколько правил. Мы их приведем в следующем порядке:
1. Разговорная речь должна быть понятной и ясной чтобы у слушателя не возникло непонимания, если необходимо то, важные выражения надо будет повторить. Таким же образом, сахабы, о ясности и красноречий манеры разговора нашего пророка сказали:
«Разговор расулуллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) был понятен для любого слушателя». (Абу Давуд, Адаб 18)
«Когда говорил пророк, то любой желающий мог сосчитать слова которые он выговорил». (Бухари)
«Если он хотел чтобы хорошенько все усвоили, то некоторые слова и предложения повторял по три раза». (Тирмизи)
Для того чтобы слушатель понял сказанное, иногда требуется их повторять по несколько раз. Поэтому, факты требующие внимания, в Священном Коране повторяются по несколько раз. Например о мятеже поднятым шайтаном против воли Аллаха и не совершение им суджуда, сказано семь раз, о положений колдунов которые уверовали в Мусу (алейхи салям) сказано четыре раза. Наш пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), во время намаза, аяты требующие особого внимания повторял иногда два раза, иногда три раза. Когда читал сподвижникам наставления и призывал к предосторожности, то повторял некоторые выражения. В уроках праведников также можно встретить подобные повторения. Но чтобы соответствовало всем требованиям напоминания, они не должны быть угнетающими и быть уместным для джамаата. В обществе, где не поймут сказанного происходит явление о котором говорят «напрасная трата дыхания». По словам Машхури: «Не говорят пока не найдется свой слушатель!»
2. В речи не следует преследовать всезнайства и иметь намерения быть выше остальных или же не говорить непонятными для других выражениями.
Расулуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) целью которого было донести до людей истину, никогда не беспокоился что его речь не достаточно художественная. Ему были свойственны высокие, чистые чувства, наполненные добротой и милосердием что давало ему в разговоре самые естественные выражения. Таким образом, благословенные слова пророка были под стать его особенной красоте и положению, что в свою очередь соответствовало его прекрасному образу взаимодействия с окружающими.
3. Нельзя шептаться двоим когда рядом присутствует третий человек. Наш пророк сообщил что, в таком случае оставшийся человек может обидеться. (Бухари)
Мусульманин хорошо понимающий свою религию не станет ставить своего брата по вере в такое неловкое положение.