Что означает имя пророка Нуха (мир ему)?

Всевышний Аллах говорит в Благородном Коране об увещевании Нухом (алейхи салам) своего племени:

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ

«Поистине, я для вас – тот, кто предостерегает [от наказания] и объясняет [пути спасения от него]». («Худ», 11:25)

فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا ۞ يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُم مِّدْرَارًا ۞ وَيُمْدِدْكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَل لَّكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَل لَّكُمْ أَنْهَارًا

«И я говорил: «Просите прощения у вашего Господа, ведь Он – Прощающий. [И если вы поступите так] Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, увеличит ваше имущество и потомство, предоставит вам сады и реки». («Нух», 71:10-12)

В мучениях он не покладая рук проклинал неверующих:

وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا

«Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего!» («Нух», 71:26)

Всевышний Аллах удостоил его чести:

فَكَذَّبُوهُ فَنَجَّيْنَاهُ وَمَن مَّعَهُ فِي الْفُلْكِ وَجَعَلْنَاهُمْ خَلَائِفَ وَأَغْرَقْنَا الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۖ فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُنذَرِينَ

«Мы спасли его и тех, кто был с ним в ковчеге [уничтожив неверующих великим потопом]». («Юнус», 10:73)

Всевышний Аллах обрадовал его вестью:

قِيلَ يَا نُوحُ اهْبِطْ بِسَلَامٍ مِّنَّا وَبَرَكَاتٍ عَلَيْكَ وَعَلَىٰ أُمَمٍ مِّمَّن مَّعَكَ ۚ وَأُمَمٌ سَنُمَتِّعُهُمْ ثُمَّ يَمَسُّهُم مِّنَّا عَذَابٌ أَلِيمٌ

«О Нух! Сойди на землю с защитой от Нас и с благословением тебе и тем людям, которые с тобой [на ковчеге и их верующим потомкам]!» («Худ», 11:48)

Он услышал от Всевышнего Аллаха благопожелание:

سَلَامٌ عَلَىٰ نُوحٍ فِي الْعَالَمِينَ

«Мир Нуху во всех мирах!» («Ас-Саффат / Стоящие рядами», 37:48)

Первое имя Нуха (алейхи салам) – Юшкар. Но за то, что он много плакал, он был назван Нухом. Нух значит плачущий.

Известны три истории, объясняющие причину его слез.

Первая история: однажды рядом с Нухом (алейхи салам) прошла раненая собака с выпавшей шерстью. Нух (алейхи салам) сказал: «Пошла отсюда, псина».

Собака начала говорить: «Ты так говоришь, попрекая меня за мой вид или попрекая моего Создателя? А хватит ли у тебя сил создать собаку, похожую на меня? Всевышний Аллах способен лишить тебя всего человеческого, как и меня – всего того, что свойственно собакам». После этого Нух (алейхи салам) сказал: «Я ошибься», – и много по этому поводу плакал. Потому его прозвали Нухом.

Вторая история: после потопа Нух (алейхи салам) держал путь в пустыню, и там увидел Иблиса, который сказал: «Ты очень помог мне». Нух (алейхи салам) сказал: «О проклятый, я никогда не совершал того, что пришлось бы тебе по душе. Что же я сделал?»

Иблис сказал: «Я был озабочен твоей уммой, изо всех сил старался, чтобы они попали в Ад. Ты их проклял, и они стали обитателями Ада без раскаяния и веры. Ты избавил меня от забот». Тогда Нух (алейхи салам) сказал: «Если бы у меня было больше терпения, шайтан бы так не радовался», – и плакал сорок лет. Поэтому его прозвали Нухом.

Третья история такова: во время потопа Нух (алейхи салам) попросил Всевышнего Аллаха за своего сына Кангана: «О мой Господь, мой сын – из числа моего народа. Ты обещал: «Я спасу тебя и твой народ от потопа».

Всевышний Аллах ответил: «Он не из твоего народа». Пророк (алейхи салам) сильно горевал: «Всевышний Аллах не примет в Судный день моего заступничества за Кангана», – и поэтому был прозван Нухом.

Нуха также называют вторым Адамом. Сообщается, что в книге по истории «‘Араис», известной под названиями «Шейхуль-анбия» и «Наджиуллах» передано со слов Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху. Две причину тому, что Нух (алейхи салам) стал пророком: во-первых, спустя много лет после смерти Идриса (алейхи салам), истинная религия была забыта, шариат отменен, а земля наполнилась развратом. Адам (алейхи салам) дал завет детям Шиса (алейхи салам): «Не следуйте детям Кабиля, не отдавайте им своих дочерей, не женитесь на их дочерях».

Поэтому дети Шиса (алейхи салам) жили в пустынях, а дети Кабиля – в городах. Однажды проклятый Иблис напросился к одному из детей Кабиля в облике прислуги. Он соорудил музыкальный инструмент, игру на котором услышал хозяин «прислуги», и ее музыка показалось ему самой благозвучной из тех звуков, что ему когда-либо доводилось слышать. Много народу собралось, чтобы послушать ее. Иблис обещал играть на этом инструменте раз в год.

Когда в следующем году настало время, чтобы он сыграл на этом инструменте, пришли все мужчины и женщины, устроили большой праздник. Эта новость дошла и до детей Шиса, и они увидели, что на торжество собрались все мужчины и женщины. Дети Кабиля были очень красивыми, в отличие от детей Шиса (алейхи салам). Поэтому дети Шиса (алейхи салам) забыли заветы и перемешались с общиной Кабиля.

Вот почему люди поклонялись идолам: после смерти Адама (алейхи салам) кяфиры не позволяли навещать его могилу детям Шиса (алейхи салам). Тогда шайтан сказал им: «Я сделаю вам образ, подобный Адаму, если будете величать образ отца вашего, то будете вознаграждены». Дети Шиса (алейхи салам) согласились на это. Иблис поставил им пять идолов, дал им имена Вад, Суа‘, Ягус, Ягук, Насер. Дети Шиса начали поклоняться этим идолам.

Всевышний Аллах отправил им пророка Нуха (алейхи салам), запретил им идопоклонничество, но они не послушались. Затем они погибли в потопе.

Источник