II Международная исламская конференция «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем»: стартовала сегодня в Казани
Сегодня в Казань съехались ведущие отечественные и зарубежные религиозные и светские специалисты из Сирии, Ирака, Ливана, Египта, чтобы принять участие в актуальном в современных реалиях мероприятии — II Международной казанской богословской конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем»: Современная интерпретация коранических аятов, связанных с военной тематикой.
Мероприятие чтением благородного Корана открыл доктор, Шейх –аль-Курра (шейх чтецов Корана) Северного Ливана Халед Баракат. После чего слово для приветствия было передано Председателю ДУМ РТ, Муфтию Камилю хазрату Самигуллину.
Выступая перед почтенным собранием, Муфтий Татарстана отметил, что Коран – это самое большое чудо, с которым пришел пророк Мухаммад (саллялаху алейхи вассалям).
«Ни до Посланника Аллаха (саллялаху алейхи вассалям), ни после, не было подобной книги. Во все времена исламскими учеными были написаны сотни тысяч книг только для того, чтобы понять одну единственную книгу, а именно Благородный Куръан. Куръан обладает такой красотой слога и стиля, что пламенные ораторы, въедливые лингвисты, профессора словесных наук, блистательные поэты и виртуозные писатели всех времен и народов падали ниц перед ним и признавали, что человек не мог написать такую Книгу и это, поистине, Книга от Господа Миров… Это Книга, которая не потеряет свою актуальность вплоть до Судного Дня, она — путеводитель для человечества и одной из миссий Духовного управления мусульман РТ является доведение истин нашего священного Писания до всех слоев общества», — сказал Камиль хазрат и привел в пример священные аяты, в которых говорится: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Куръану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (сура «Исра», аят 88) и «Неужели они не размышляют над Куръаном? Или же на их сердцах замки?» (сура «Мухаммад», аят 24).
В своей речи Муфтий подчеркнул, что сегодня есть неразумные люди, которые неверно толкуют некоторые аяты Божественного Писания связанные с военной тематикой, тем самым стараются внести смуту в сердца мусульман и склонить их к вооруженному сопротивлению на территории Российской Федерации или совершить так называемую «хиджру» в земли современного псевдохалифата ДАИШ (организация запрещена на территории РФ).
«Сегодня целые течения, которые самостоятельно изучают и толкуют по своему разумению Благородный Куръан и Пречистую Сунну, они призывают мусульман к всеобщей войне, выдергивают из контекста аяты и хадисы и тем самым сеют зерны фитны – хаоса в сердца последователей Ислама и своими поступками отвращают от самой миролюбивой и чистой религии», — отметил Муфтий и подчеркнул, что ДУМ РТ путем всестороннего просвещения и образования населения стремится донести светлые истины Ислама до сердец каждого жителя Республики. Так в частности, Духовное управление готовит канонический перевод смыслов Корана на современный татарский язык, начата работа по переводу одного из основных суннитских тафсиров «Та’вилат аль-Куран» — принадлежащий перу имама аль-Худа, имама аль-мутакаллимин — Абу Мансура аль Матуриди.
«Незнание основ и сути Куръана делает общество больным. Те грехи и пороки, которыми сейчас болеет общество (например, алкоголизм, наркомания, прелюбодеяния и т.д.) могли быть легко излечены, если бы люди обращались к свету Священного Куръана и пречистой Сунне – пути любимца Аллаха — пророка Мухаммада (саллялаху алейхи вассалям)», — заключил свою речь Камиль хазрат. Во время пресс-подхода Муфтий объяснил журналистам, что «искусство толкования требует огромных знаний и усилий. Например, чтобы объяснить некоторые книги, необходимо иметь совершенные знания в 16 областях науки».
«Пророк тоже сказал, что те, кто самовольно интерпретирует Коран, готовят себе место в Аду. Это для нас страшное предупреждение. Именно из-за таких интерпретаций сегодня появляются различные секты. Ученые во многих вопросах не имеют разногласий. Те, кто сеет смуту – простой, неграмотный народ. Наша конференция должна внести ясность в эту область», — разъяснил свою позицию Камиль хазрат.
Во время самой конференции директор Центра исследований Корана и Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман рассказал, в чем заключается суть понятия «джихад» и «малый джихад» в исламе, а также привел в подтверждение своих слов соответствующие аяты священного Корана.
«Джихад» — это не применение силы и насилия и не связано с плохими действиями. Суть «джихада» в исламе — это добродеяние и благо. Для того, чтобы верно трактовать Коран недостаточно лишь знания арабского языка. Как писал великий исламский ученый Джалалатдин ас-Суюты, человеку, который взялся за толкование аятов Корана необходимо постичь десятки наук, и арабский язык – лишь одна из них. Даже игнорирование необходимых остановок в чтении аятов Корана способно серьезно изменить их смысл. Таким образом, несведущий в этих вопросах толкователь Корана неизбежно исказит смысл божественных истин. Именно это происходило и происходит с темой джихада – многостороннего явления, затрагивающего различные аспекты ритуальной и бытовой жизни, но сводимого лишь к военной тематике, причем негласно подразумевается агрессия, захват заложников и т.д. Подобные ассоциации неверны в корне!», — резюмировал Фарид хазрат.
В продолжение темы законности «джихада» в исламе и действительности защиты между истиной и ложью свое мнение высказал и гость из Дамаска (Сирийская Арабская Республика) мусульманский проповедник, имам, доктор Али аль-Харфан.
«Причина всех ошибок, которые совершаются людьми – это неправильное понимание аятов и жизнеописания нашего пророка Мухаммада (салляллаху алейхи васаллям). Ведь именно в его жизнеописании воплощается человеческая жизнь и претворяется Коран. Мы благодарим организаторов за то, что пригласили сюда замечательных ученых, факихов, людей, которые знают смысл этих аятов, связанных с «джихадом» и священной войной, которые борются с заблудшими течениями и направляют умму в правильное русло. Мы собрались в Республике, которую Аллах объял своим благословением, своей милостью», — высказался сирийский ученый.
В работе конференции принимают участие также Иракская делегация, представленная доктором Мухаммадом Зыя – ад-Дина Ибрахима Халиля из Факультета Великого имама Абу Ханифы и коллектив Центра интеллектуальных исследований аз-Захави из Сулеймании (Иракский Курдистан) во главе с генеральным директором Центра доктором Сабахом Мухаммадом Наджибом, из Северного Ливана приехал доктор, Шейх –аль-Курра (шейх чтецов Корана) Халед Баракат, преподающий в университетах Бейрута, Триполи и «аль – Джинан», также на конференцию прибыл шейх Махмуд Абу аль – Маджид Шабиб Макки Абд аль-Хаким из Управления фетв Арабской Республики Египет и др.
Первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Батров также поприветствовал гостей и выразил свое мнение относительно современного положения ислама в мире.
«Когда мы бросаем свой взор на мусульманское средневековье, то видим, что исламский мир был центром всемирной толерантности. Нигде, ни в какой точке мира такой веротерпимости не было ни у кого. Кроме того, исламский мир показывал удивительную цивилизационную открытость, например, мусульмане переводили труды языческих авторов, а язычество, с точки зрения ислама – единственный непростительный грех который существует, и, тем не менее, исламский мир переводил античных мыслителей, по сути язычников. И пророк Мухаммад (саляллаху алейхи васаллям) советовал своим ученикам, сахабам ехать за знаниями в Китай, хотя эта страна никогда не ассоциировалась с монотеистической традицией. Вот это все — резко диссонирует с тем, что сегодня происходит в исламском мире. Сегодня, к сожалению, то же самое про исламский мир мы сказать не можем. Даже напротив, мусульманский мир превратился в свою полную противоположность с тем, что он являл раньше: нет ни рассвета науки, ни рассвета толерантность. Бинарность ислама – где слиты воедино человеческое и духовное – раскололась. Произошла скрытая подмена, люди стали понимать под исламом не культуру в целом, а под влиянием колониального мира, сугубо религиозное ядро и это стало питательной средой для радикализма, потому что одно лишь только догматическое ядро никогда не даст ответы на все вопросы и не схватит все многообразие жизни», — сказал Рустам хазрат Батров.
Отметим, что организаторами конференции являются Центр исследований Корана и Сунны Республики Татарстан совместно с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и данное мероприятие является логическим продолжением I Международной исламской конференции, проходившей в 2015 г. под девизом «Профилактика радикализма и терроризма в свете Священного Корана и Пречистой Сунны».
В завершение конференции участники примут единую резолюцию, в которой выработают рекомендации мусульманскому сообществу по профилактике радикализма и терроризма на основе истин, содержащихся в Священном Коране и Пророческой традиции.
В рамках конференции гости совершат также поездку в г. Булгар и экскурсии с посещением строящейся Болгарской исламской академии, РИИ, КВММ «Мухаммадия» и других мусульманских учебных заведений, рукописных фондов республиканской библиотеки и библиотеки КФУ.
Гузалия Биктимирова,