Какой из вопросов будет самым трудным для ответа в Судный день?

Каждый человек несёт ответственность перед Всевышним Аллахом за выполнение всех Его предписаний и запретов. Если кто-то, имея возможность, не выполнил предписания Господа или нарушил Его запрет, то он непременно будет отвечать за это в Судный день.

Помимо этого, человек также обязан следить за выполнением повелений Аллаха его паствой, а значит, нести за них ответственность и держать за них отчёт в Судный день.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (радыяллаху ‘анхум) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ في بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا ، وَالخَادِمُ رَاعٍ في مال سيِّدِهِ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем и ответственен за свою паству. Мужчина в своей семье является пастырем и ответственен за свою паству. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа, и она ответственна за свою паству. Слуга является пастырем в имуществе (деньгах) своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем, и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству». (Бухари, 893, 2409; Муслим, 1829).

Прежде всего человек ответственен за самого себя, за свою семью, затем за своих близких родственников, а затем уже за других людей из своего окружения. Исходя из этого, человек в первую очередь будет спрошен о своих деяниях, а затем и о чужих.

В Священном Коране и в достоверных хадисах говорится о том, что с каждого человека будет затребован отчёт. Человек будет держать отчёт за каждое малое и большое деяние, совершённое им в этом мире. За хорошие деяния он будет вознаграждён, а за плохие – наказан.

Первый отчёт ждёт каждого человека в могиле, и первое, что у него спросят: «Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто тот человек, который был послан к вам?»

От Аль-Бара ибн ‘Азиб (радыяллаху ‘анху) передаётся, что однажды, когда они вышли вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы похоронить одного ансара, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

وَإِنَّهُ لَيَسْمَعُ خَفْقَ نِعَالِهِمْ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ حِينَ يُقَالُ لَهُ: يَا هَذَا، مَنْ رَبُّكَ وَمَا دِينُكَ وَمَنْ نَبِيُّكَ؟

«Поистине, он слышит скрип их сандалий, когда они уходят, и тогда его спрашивают: «Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой пророк?»».

А в версии, которая передаётся от Ханнада, сказано:

وَيَأْتِيهِ مَلَكَانِ فَيُجْلِسَانِهِ فَيَقُولَانِ لَهُ: مَنْ رَبُّكَ؟ فَيَقُولُ: رَبِّيَ اللَّهُ، فَيَقُولَانِ لَهُ: مَا دِينُكَ؟ فَيَقُولُ: دِينِيَ الْإِسْلَامُ، فَيَقُولَانِ لَهُ: مَا هَذَا الرَّجُلُ الَّذِي بُعِثَ فِيكُمْ؟ » قَالَ: » فَيَقُولُ: هُوَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَيَقُولَانِ: وَمَا يُدْرِيكَ؟ فَيَقُولُ: قَرَأْتُ كِتَابَ اللَّهِ فَآمَنْتُ

«И к нему приходят два ангела, которые усаживают его и спрашивают: «Кто твой Господь?» Он отвечает: «Мой Господь — Аллах«. Тогда они спрашивают: «Какова твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия — Ислам«. Тогда они спрашивают: «Что это за человек, который был послан к вам?» Он отвечает: «Это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)«. Они спрашивают: «А откуда ты знаешь это?» Он отвечает: «Я читал Коран — Книгу Аллаха — и уверовал в него»». (Абу Давуд, 4753).

Потом человек будет держать отчёт в Судный день за каждое маленькое и большое деяние, даже если он был спрошен об этом в могиле. Первое, за что человек в День воскрешения будет давать отчёт – это его намаз.

От Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

«Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных». А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же». (Тирмизи, 413; Абу Дауд, 864)

После этого человек в Судный день будет давать отчёт за остальное. И его не отпустят с Махшара, пока он не ответит за все хорошие и плохие деяния, которые совершил в этом мире.

Передают со слов Ибн Мас’уда (радыяллаху ‘анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

لاَ تَزُولُ قَدَمُ ابْنِ آدَمَ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عِنْدِ رَبِّهِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ خَمْسٍ، عَنْ عُمُرِهِ فِيمَ أَفْنَاهُ، وَعَنْ شَبَابِهِ فِيمَ أَبْلاَهُ، وَمَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أَنْفَقَهُ، وَمَاذَا عَمِلَ فِيمَا عَلِمَ

«В День воскрешения сын Адама не сдвинется с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: о его жизни – как он её провёл; о его молодости – как он её использовал; о его имуществе – как он его приобрёл и на что тратил; и что он делал из того, что он знал». (Тирмизи, 2416; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 1647)

Как говорится в хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), человек в Судный день первым делом будет спрошен об исполнении обязательных намазов. Если же этот отчёт будет успешным, то и остальное ему непременно облегчится.

Таким образом, получается, что самым трудным для ответа в Судный день будет вопрос обязательных намазов, и только после этого человек будет спрошен об остальных деяниях. Поэтому мы должны уделять особое внимание обязательным намазам и выполнять их полноценно в отведённое для них время.

Также нельзя пренебрегать дополнительными желательными намазами, особенно ратибатами, которые совершаются вместе с обязательными намазами. Ведь за счёт суннат-намазов Всевышний Аллах восполняет недостатки в обязательных намазах.