Коран и светская наука о Судном дне
Современные исследователи проблем развития человечества – С. Хантингтон, Ф.Фукуяма и другие отмечают в своих трудах превращение Ислама в одну из самых могущественных социокультурных сил современного мира.
В свое время В. Ленин, несмотря на то, что был атеистом, вынужден был признать в религии мусульман революционную черту, способную включить миллионы правоверных в созидательную деятельность. Такая уникальная способность Ислама адекватно отвечать на вызовы времени, по нашему мнению, во многом объясняется интеграцией учения Пророка Мухаммада (ﷺ) в научную сферу общества.
Исходя от требования Всевышнего «Читай!», вот уже полтора тысячелетия мусульманство привлекает сотни миллионы людей к Просвещению. Европейцы Просветительством выразили процесс перехода от «средневековой тьмы» к свету грамотности Нового времени, ибо католичество было принципиально против развития научного познания.
Ислам же все свое историческое развитие основывает на науке. Период «застоя», вызванный агрессией монголов, не смог уничтожить Просветительскую потенцию мусульман. Получение Нобелевской премии, кроме известных всему миру Мохаммада Абдуссалама и Ахмеда Зевейля, еще десятью мусульманами убедительно доказывает всю жизненность и значимость науки исламского мира.
Еще более поразительны коранические аяты, несущие информацию об определенных явлениях природы Земли и космоса, получившие подтверждение в светской науке. В данном случае мы ведем речь о повествовании в Коране о Судном дне. Выдвигаемая нами концепция о диалектической природе Ислама в данном случае получает дальнейшее подтверждение. Дело в том, что все материальное имеет начало (рождение) и завершение (смерть). Смысл бытия, сотворенного Всевышним Аллахом земного существования – это поклонение людей своему Аллаху. Однако божественные закономерности материального мира таковы, что дают возможность мусульманам развивать свое поклонение, то есть стать более совершенными, чем раньше.
В этом и смысл развития земного бытия – движение человека к своему Создателю с увеличением любви к Нему. Однако главной необходимостью развития по диалектике выступает переход от старого к новому. Возникновение и развитие нового, совершенного и доброго невозможно без смерти старого. Такая диалектическая закономерность в Коране прослеживается во многих сурах и аятах Писания. Приведем некоторые из них:
كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ
(смысл): «Каждый, кто на ней [на Земле], исчезнет [умрет], и вечен лишь Господ твой, который является обладателем величия и щедрости». (сура Ар-Рахман: 26-27)
Наш мир, как и любое материальное творение Создателя, подчиняясь божественным закономерностям, которые учеными признаются научными, рано или поздно прекратит свое бытие. В Коране пишется о том, что все «исчезнет».Это означает, что чувственно воспринимаемая Вселенная, как любое природное явление, подойдет к своему финалу и исчезнет. Наш мир был рожден по воле Всевышнего Аллаха из пустоты, что подтверждается современной астрофизикой. Действительно, вначале «не было ничего материального», была только бесконечная энергия, которая олицетворяла абсолютную мощь Аллаха. «Большой взрыв» – это акт творения Создателя, когда в мгновение произошло рождение Вселенной.
По истечении времени, определенного Всевышним Аллахом, материальный мир придет к своему финалу. Одним из вариантов «смерти» Вселенной может быть ее «обратное сжатие». Согласно теории астрофизиков, сейчас космическое пространство и объекты «расширяются». Через миллиарды лет может начаться обратный процесс – сжатие Вселенной и ее конец. Согласно канонам монотеистических религий, в том числе и Ислама – наступить Конец света, Судный день.
ذَٰلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّهُ يُحْيِي الْمَوْتَىٰ وَأَنَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (6) وَأَنَّ السَّاعَةَ آتِيَةٌ لَّا رَيْبَ فِيهَا وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَن فِي الْقُبُورِ
(смысл): «Это указывает на то, что (только) Аллах есть Истинный, и что (только) Он оживляет умерших, и что (только) Он над всякой вещью мощен, и что Час [Судный День] наступит, – нет сомнения в том! –и что Аллах оживит тех, кто (находится) в могилах и выведет для расчета и воздаяния». (сура «Аль-Хадж»: 26-27)
Например, современный астрофизик Фергус Симпсон из Барселонского университета оценил вероятность наступления апокалипсиса. Вероятность наступления глобальной катастрофы в текущем и последующих годах XXI века, согласно оценкам Симпсона, превышает 0,2 процента. Выводы Симпсона основываются на научной гипотезе — «теореме о конце света» или «аргументе судного дня». Согласно ему, велика вероятность того, что человечество уже прожило половину времени своего существования.
Поразительным в свете этой и других научных теорий о «конце света» необходимо признать поведение сегодняшнего человечества. Лишенные способности предвидеть будущую смерть личности и всего человеческого сообщества из-за глубочайшего заблуждения, именуемого атеизмом, люди ведут себя так, как будто обеспечены бессмертием. Каким ничтожными и мелкими по сравнению с мировым апокалипсисом выглядят нынешние устремления сотен миллионов людей. Полностью забыв о том, что истинной сущностью любого из нас является бессмертная душа, люди тратят свое драгоценное время на совершенно пустые заботы.
Все усилия и хлопоты посвящены удовлетворению потребностей физического тела, которое, по сути, есть величайшая иллюзия и обман, сотворенный Всевышним Аллахом только лишь для испытания душ людей. Однако, отказавшись от божественной истины, западное общество озабочено «реальными» делами: работой, карьерой, достижением власти, еженедельными «походами» по супермаркетам в поисках более дешевых товаров и удовольствий.
Мы не критикуем стремление людей достичь материального благополучия, ибо Всевышний Аллах дал возможность получить радости «мира этого и мира потустороннего». Вся трагедия заключается в том, что диалектическая разделенность бытия людьми не воспринимается. Они видят и понимают только материальный мир, не понимая его обманчивость. То, что истинный и реальный мир наступит после прекращения жизни тела, для миллиардов станет вполне ясным в момент смерти, когда озарение божественной истины придет к каждой личности.
В Священном Коране сказано:
وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ ۖ فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ
(смысл): «И у каждой общины есть свой срок [предел, когда они погибнут]. И когда же придет их срок, то они не задержатся ни на час [им не будет дана отсрочка] и не приблизятся к сроку ни на час [он не наступит раньше того момента, который установил Аллах]». (сура «Аль-А’раф»: 34)
Никакие волшебные снадобья от известных фирм или биодобавки ни на секунду не продлят жизнь тела. Всему свое время, определенное Творцом. Наша задача – понять разумом эту истину и готовить свою душу к великой встрече с Создателем в Судный День.
Это означает – выполнение пяти столпов Ислама и норм адаба, полный отказ от гордыни, осуждения всех людей, в том числе и непорядочных, презрения, зависти, раздражительности, обид, нетерпения, алчности и жадности – вот реальная гарантия того, что мы получим достойное место жизни души после Судного дня. Остается добиться того, чтобы ни на мгновение не забывать о будущем своей бессмертной души и заботиться о ней.
Марат Якубов