Обязательные и рекомендуемые действия хаджа по мазхабу имама Абу Ханифы
Арабское слово «хадж» означает «стремление к чему-либо величественному и почитаемому». В качестве шариатского термина это слово употребляется для обозначения стремления посетить Заповедный Дом Аллаха (Каабу) особым образом, в особое время и с соблюдением особых необходимых условий.
Насчитывается три элемента хаджа, без которых его совершение будет недействительным
1. Вхождение в состояние ихрама
Вхождение в состояние ихрама подразумевает принятие соответствующего намерения (нийат), после чего необходимо сразу же приступать к произнесению тальбийи. Вместо произнесения тальбийи разрешается поминать Всевышнего Аллаха любым иным способом.
Необходимым условием действительности состояния ихрама является отказ от вступления в половую связь до дня стояния на Арафате для совершающих хадж или до обхода Каабы для совершающих умру. Если паломник совершит половой акт до дня стояния на Арафате, его хадж станет недействительным. В подобном случае следует принести в жертву овцу и продолжить все необходимые обряды так, как если бы хадж был действительным. В будущем такой хадж необходимо возместить.
2. Стояние на Арафате
Вторым предписанным элементом хаджа является стояние на Арафате в определённое время, даже если этот обряд будет совершаться недолго. Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого дня Зуль-хиджа и завершается с появлением утренней зари десятого дня этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения. Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хадж.
3. Обход Каабы
Третьим предписанным элементом хаджа является обход Каабы, который именуется «таваф аз-зийара» или же «таваф аль-ифаза».
Каабу следует обойти семь раз, из которых четыре являются предписанной (фарз) частью «таваф аль-ифаза», а три – обязательной «ваджиб».
Кроме того, следует придерживаться установленного порядка выполнения обязательных элементов хаджа – иначе говоря, сначала войти в состояние ихрама, затем стоять на Арафате, а затем совершить обход Каабы.
Хадж будет действительным лишь при условии выполнения всех трех вышеперечисленных элементов. Однако если паломник умрёт после стояния на Арафате и не успеет совершить обход Каабы, то его хадж будет считаться действительным, в отличие от случая, когда паломник вернётся домой, не совершив обход Каабы. В подобном случае его хадж станет действительным только после его возвращения в Мекку и совершения предписанного обхода Каабы.
Обязательные элементы хаджа
Обязательными элементами хаджа именуются такие действия, невыполнение которых не делает хадж недействительным, но приводит к тому, что он становится несовершенным. В подобных случаях положение можно исправить с помощью заклания животного, которого можно принести в жертву на территории харама, при условии, что паломник не выполнит то или иное обязательное действие по своей вине, а не в силу не зависящих от него причин, так как во втором случае никакого искупления не требуется. Совершать жертвоприношение не требуется и в том случае, если паломник не совершает молитву в два ракаата после обхода Каабы, хотя такая молитва является одним из обязательных элементов хаджа.
1. Вхождение в состояние ихрама в микате.
Слово «микат» означает «определённое время», однако, когда дело касается хаджа, оно употребляется для обозначения места вхождения в состояние ихрама, выбор которого зависит от того, где живут люди, намеревающиеся совершить паломничество.
2. Стояние на Арафате до наступления вечерней молитвы.
Паломник, который покинет Арафат до захода солнца и не вернётся туда, должен принести в жертву овцу, но эта обязанность с него снимается, если он вернётся до захода солнца. Если же он вернётся наАрафат после захода солнца, то должен будет принести жертву.
3. Откладывание совершения вечерней и ночной молитвы до прибытия в Муздалифу.
Откладывать необходимо в том случае, когда нет оснований опасаться, что паломник не успеет добраться туда до истечения времени ночной молитвы.
Если паломник достигнет Муздалифы до наступления времени ночной молитвы, ему следует отложить вечернюю молитву, чтобы объединить обе эти молитвы.
4. Пребывание в долине Муздалифа в период между появлением зари и восходом солнца десятого дня Зуль-хиджа.
Если слабые из числа женщин и стариков не останутся в Муздалифе до конца вышеупомянутого периода времени, опасаясь толчеи, то они не обязаны совершать искупительное жертвоприношение.
5. Бросание камешков.
Паломник должен бросать камешки в столбы в каждый из трёх дней, когда это следует делать, не откладывая совершение обряда бросания до следующего дня. Тот, кто не бросит камешки своевременно, совершит грех, и упущенное необходимо будет возместить.
6. Бритьё волос на голове или укорочение их на длину фаланги пальца.
Достаточно сбрить или укоротить волосы на четверти поверхности головы, однако сбривать их предпочтительнее.
7. Бритьё головы в определённом месте и в определённое время.
Паломник должен обрить голову на территории харама в один из дней жертвоприношения, поскольку бритьё относится к числу обрядов хаджа.
8. Закалывание овцы паломником, который совершает «хадж аль-киран» или «хадж ат-таматту»
9. Совершение таких действий, как бросание камешков в первый день, жертвоприношение и бритьё головы, в определённом порядке.
10. Обход Каабы в один из трёх дней жертвоприношения.
Совершать обход можно с наступлением праздника десятого дня Зуль-хиджа и до захода солнца двенадцатого Зуль-хиджа. Имам Абу Ханифа считал, что паломник, который совершит этот обход позже, должен принести в жертву овцу.
11. Начало обхода от Чёрного Камня.
12. Совершение обхода против часовой стрелки (то есть во время обхода Каабы она должна находиться по левую руку от паломника).
13. Во время обхода Каабы паломник не должен находиться в состоянии малого или большого осквернения.
14. Прикрывание аврата во время обхода Каабы.
Если во время обязательного обхода четверть поверхности тех частей тела, которые должны быть прикрыты, окажется обнажённой, паломник должен принести в жертву овцу; если же это случится во время добровольного обхода, ему следует раздать милостыню. В случае повторения обхода обязанность искупительного жертвоприношения с паломника снимается.
15. Совершение молитвы в два ракаата после каждого семикратного обхода Каабы.
16. Ритуальный бег (са’ю) между холмами Сафа и Марва.
17. Совершение ритуального бега после обхода Каабы.
18. Начало ритуального бега с холма Сафа.
19. Совершение ритуального бега и обхода Каабы, если нет никаких уважительных причин, в силу которых сделать это нет возможности.
20. Совершение прощального обхода Каабы теми паломниками, которые прибыли в Мекку через микаты.
Рекомендуемые (сунна) действия во время хаджа
Это такие действия, намеренный отказ от которых считается плохим поступком, так как они неуклонно совершались Пророком (мир ему и благословение), но которые вместе с тем не требуют искупления. Что же касается совершения таких действий, то за это человека ждёт награда от Всевышнего Аллаха.
Важнейшими из них являются:
1. Совершение обхода Каабы в честь прибытия в Мекку.
2. Произнесение имамом хутбы в трёх местах.
3. Посещение Мины 8-го числа Зуль-хиджа. Паломник, совершающий хадж, покидает Мекку после утренней молитвы, чтобы совершить следующие пять молитв в Мине.
4. Ночёвка в Мине в ночь Арафа.
5. Перемещение из Мины на Арафат после восхода солнца 9-го Зуль-хиджа.
6. Совершение полного омовения на Арафате до начала полуденной молитвы.
7. Ночёвка в Муздалифе после перемещения туда с Арафата в ночь на 10-е Зуль-хиджа.
8. Перемещение из Муздалифы в Мину до восхода солнца 10-го Зуль-хиджа.
9. Ночёвка в Мине в те дни, которые паломнику следует там проводить. По мнению большинства алимов, это относится к числу обязательных элементов хаджа.
10. Частое произнесение тальбийи с момента вхождения в состояние ихрама и до бросания камешков в большой столб в первый день жертвоприношения.
Что же касается действий, которые желательно выполнять во время хаджа, то они весьма многочисленны.
Из книги Абдальхамид Тахмаза «Ханафитский фикх», том I.