Шаги к Раю

Один ученый сказал, что вещи чтят в зависимости от их предназначения. Он имел в виду, что некая вещь может быть настолько велика, что требует значительных усилий от того, кто хочет ее приобрести или приблизиться к ней; и одной из таких вещей он называет Рай.

Рай настолько удивителен, настолько поразителен для нашего ума и сердца, что всякий, кто думает или слушает о нем, хочет попасть прямо в Рай, не задумываясь о средствах, необходимых для этого. Об этом говорит знаменитый хадис кудси, переданный Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллам):

«Когдa сотворил Аллaх Рaй и Ад, то послал Ангела Джабраила в Рaй и сказал: «Посмотри на него и на то, что Я приготовил для его обитателей». Джабраил yвидел Рaй и те зaмечaтельные блaгa, которые Аллaх приготовил в Раю, и по возвращении обратно воскликнул: “Клянусь славой Твоей, никто, заслышав о нем, (не сможет ни возмечтать о том), чтобы войти в него!”»

Арабское слово «Рай» — «аль-Джаннат» — происходит от слова «скрытый». Мы знаем, что есть джинны, демоны, которых так называют, потому что они не видны. Того, кто безумен, одержим джинном, по-арабски называют «маджнун» — от того же слова «джанна». Тем же словом называют сад, потому что он окружен деревьями, и мы не видим, что внутри.

Ученые спорят, почему Раю, аль-Джаннат, было дано именно такое название. Некоторые из них считают, что он окружен деревьями, которые, как сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) в достоверном хадисе:

«Всаднику потребуется семьсот лет, чтобы добраться с его одной стороны на другую».

Другие говорят, что Рай называют аль-Джаннат потому, что он невидим, то есть Джанна относится к вещам, которые называют «самият» или «гайбият» — об этих вещах может рассказать лишь Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), потому что они могут быть явлены только путем откровения.

Два важных принципа

Давайте поговорим о разных путях, по которым, иншаалла, мы можем приблизиться к Раю. Но перед этим хотелось бы упомянуть два принципа, касающиеся Рая.

Первый из них: путь в Рай — это практический путь, то есть реальный путь. Один из самых важных принципов ислама это то, что Аллах никогда не возлагает на душу более тяжкого бремени, чем она может вынести:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Коран, 2:286)

Согласно великим ученым шариата, нам дана важная аксиома: «Идея того, что религия обязывает нас к чему-то, что мы не можем сделать, неверна, потому что ислам, религия Аллаха, религия милости, которую Бог послал нам, велит нам делать только то, что мы способны сделать». Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал своим спутникам:

«Повелевайте людям делать то, что они могут сделать».

Таким образом, путь в Рай реален, никто не ставит перед нами нереальных задач.

Второй важный принцип: то, что Аллах (Свят Он и Велик) сделал для нас халяль – благотворно для нас в этой и будущей жизни. А то, что Аллах запретил – вредно для нас в этой и в будущей жизни. Поэтому Аллах говорит о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллам):

«…которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобрямое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков» (Коран, 7:157)

Поэтому мы говорим, что все, что заповедовал Аллах, несет благо Его рабам и сохраняет их от вреда.

Как туда попасть?

Ежегодное соблюдения поста в великий месяц Рамадан – великолепная возможность попасть в число людей, которым уготован Рай. Пост – это первая из таких вещей. За ним идет ночное бдение (ночная молитва) в последние десять дней Рамадана и молитва в Ночь Предопределения. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:

«Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи. Каждому, кто соблюдает пост в течение месяца Рамадан с искренней верой и надеждой на награду Аллаха, будут прощены все его прошлые грехи» (аль-Бухари).

Второе, что мы можем делать, чтобы попасть в Рай или приблизиться к нему, это стремиться к знаниям, изучать нашу религию, как сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам):

«Каждому, кто ищет путь к знанию, Аллах облегчит путь в Рай».

Под знанием для всех мы не подразумеваем ученые степени, мы имеем в виду грамотность: каждый мусульманин должен знать основы своей веры.

Третье – мы должны быть хорошими сыновьями и дочерьми.

«Однажды к Пророку пришел человек и спросил: «Я хочу идти на войну ради Аллаха». Пророк спросил: «Твоя мать жива?» Тот ответил: «Да». Тогда Пророк сказал: «Если твоя мать жива, оставайся с ней и присматривай за ней, потому что Рай лежит у ее ног» (Сахих Муслим).

Общайтесь с вашими родителями, просите у них прощения за любую допущенную вами ошибку, и прощайте их, если они сделали что-то плохое вам…