Стыдливость – высшее проявление хорошего нрава

Предание

Как передал Нуман б. Башир (радыяллаху ‘анху), посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил:

“Касательно стыдливости самый правильный из вас Усман”.

Как понятно из этого хадиса, никто в этой умме не обладает такой скромностью и застенчивостью, какая была свойственна Усману. Со времени Адама (алейхис-салам) до наших дней во всех обществах были люди, обладавшие превосходным нравом.

Стыдливость – это одна из высших проявлений хорошего нрава. Аллах Всевышний все сотворил парами, о чем упомянуто в Коране. Он сотворил голод и сытость, здоровье и болезнь, бедность и богатство.

Он сотворил сердце и сделал дух ему парой. Он сотворил дыхание и сделал ветер ему парой. Он создал Свою религию и сделал ей парой совершенство.

В Коране было сказано:

“Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию” (Маида, 5/3).

В противовес тленному миру Аллах сотворил мир вечности.

В Коране сказано:

“То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали” (Нахль, 16/96).

Он создал парами землю и покой, огонь и движение. Он создал подземелье и тесноту, и мрак ему парой. Земную поверхность и ширь сделал Он парой.

В Коране было сказано:

“Аллах сделал для вас землю широкой” (Нух, 71/19).

Небо и высь создал Он одной парой. Недаром в Коране было сказано:

“и воздвигли над вами семь твердынь” (сура “Небе / Весть”, 78/12).

Он создал Рай на пару с невзгодами. Недаром посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил:

“Рай скрыт за невзгодами. Ад же укрыт за вожделением и похотью”.

Аллах Всевышний сотворил иман, стыдливость (хайя) сделал ему парой. Как передал Анас б. Малик (радыяллаху ‘анху).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил:

“Иман и стыдливость находятся рядом”.

Аллах создал стыдливость в глазах, а иман поселил в сердце. Если в глазах ослабнет стыдливость, то и в душе ослабнет иман. Нет никаких сомнений в том, что это именно так.

Хазрати Усман Зиннурайн был святейшим человеком своего времени. По своим нравственным качествам он превосходил других людей на земле, был совестливым, безмерно щедрым, стеснительным, обладал еще многими превосходными качествами.

Хайя (стыдливость) присуща и Всевышнему Аллаху, и сотворенным. Стыдливость сотворенных имеет несколько разновидностей.

Первая:

Как стыдливость Адама, который покушал запретного плода и лишился райских одеяний. Когда открылись его срамные места, ему стало очень стыдно, и он не знал, куда спрятаться.

Аллах Всевышний спросил: «Ты прячешься от нас?»

Адам (алейхис-салам) промолвил в ответ: «Йа Рабби! Я не прячусь. Мне стыдно из-за того, что я не исполнил Твоего повеления и остался нагим. Я отвернулся от смущения».

Вторая:

Это скромность величия, как стыдливость Исрафила (алейхис-салам). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил:

«Исрафил каждый день закрывает крылом свой лик и взывает: «О Господь миров! Что я могу поделать, если не в силах склоняться и падать ниц в таком виде, какого Ты достоин? Я это осознаю».

Третья:

Это кротость от благоговения, свойственная ангелам и пророкам. Они говорят:

«Йа Рабби! Мы восхваляем и славим Тебя, ибо не смогли служить и поклоняться Тебе, как Ты того достоин».

Четвертая:

Скромность из уважения и готовности служить, как стыдливость пророка Мусы (алейхис-салам). О воззвал к своему Господу:

«Йа Рабби! Мне нужен рай, и конечно же, я прошу его у Тебя. Мне нужно увидеть Твой лик, и конечно же, я прошу об этом Тебя. Но мне еще нужны такие презренные вещи, как хлеб, соль и корм для скота. Как же мне их попросить у Тебя?..»

Всевышний соизволил ответить:

«О Муса! Именно этого Мы и ждем от тех, кто готов Нам рабски служить: ваших просьб. Всегда приходи ко Мне с какой-либо просьбой. С какой-то нуждой. Обращайся с мольбой. Благодаря этому будет исполнен твой долг служения Мне и твое обещание воссоединиться со Мной».

Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»