Сура, которую Пророк (ﷺ) часто читал по пятницам
«Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем (Дне воскресения)? Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены. Они будут гореть в Огне жарком. Их будут поить из источника кипящего и кормить только ядовитыми колючками, от которых не поправляются и которые не утоляют голода. Другие же лица в тот день будут радостны. Они будут довольны своими стараниями в Вышних садах» (Коран, 88:1–10)
Одной из сур, читаемых Пророком (мир ему и благословение) по пятницам, была сура «Покрывающее» («Аль-Гашия»). Это одна из завершающих сур Корана, и она знакома многим из нас.
Но почему же Пророк избрал ее для частого чтения? О чем она, и почему ее так сильно любил Пророк? И вообще, какой цели служили большинство его проповедей? Что они должны были сказать его сподвижникам?
Напоминание о Конце
Прежде всего, эта сура Корана открывается напоминанием о Судном дне. Она говорит о тех, кто будет в этот день горевать, и о предстоящем им наказании.
Эти строки звучат сколь выразительно, столь и гнетуще. Аллах предупреждает нас для того, чтобы мы не откладывали свои благие побуждения и прямо сейчас начинали трудиться, дабы избежать страшного исхода — мучений в загробной жизни.
«Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (Коран, 88:11–16).
В то же время, Аллах рассказывает о тех, кто в Судный день будет счастлив, и о прекрасных благословениях, которые будут им дарованы.
Это напоминание для нас, чтобы мы стремились в эту обитель благодати и всеми силами старались избежать наказания в огне. Но как представить себе рай и ад, если человек никогда их не видел? Для этого стоит только…
Взглянуть на окружающий мир
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (Коран, 88:17–20)
То есть, чтобы мы действительно поняли, что такое рай и ад, Аллах предлагает нам взглянуть на чудо Его творения. Только вглядитесь в окружающий мир, попробуйте рассмотреть его в деталях, и вы поймете, что это плод творения Создателя. А теперь поймите, что рай и ад со всеми их составляющими это тоже Его творение. Таким образом, Аллах связывает в наших умах мысли о смерти с размышлениями об окружающем мире.
Задумываясь о величии этого мира, мы понимаем, что он не мог возникнуть без Создателя. Посмотрите на верблюда: такое хрупкое, но такое сильное животное, способное много дней нести тяжелую поклажу. И обходиться без воды целый месяц! Не поразительно ли, что существует такое создание?
И может ли не поражать вид неба? Вот оно, ясное и голубое, но стоит прийти облакам, и цвет меняется. Ночью на нем сияют звезды и луна, и все это — лишь крошечные частицы мироздания.
И разве не удивительно, что Аллах воздвиг горы и наряду с ними разверз бескрайние долины? Земные ландшафты поражают своим контрастом.
Все это должно напоминать нам о равновесии творения и о том, что Аллах уравновесит всю несправедливость, окружающую нас в этой жизни.
«Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними. А тех, кто отвернется и не уверует, Аллах подвергнет величайшим мучениям. К Нам они вернутся, и затем Мы потребуем у них отчета» (Коран, 88:21–24).
Таким образом, глядя на окружающий мир, человек получает представление о рае и аде. Причем ислам — это не религия абстракций, она сочетает теорию с практикой, духовность с реальностью, а размышления с действием.
Задумываясь о величии Аллаха, мы понимаем, что рай и ад — это не просто символы, и стараемся напоминать людям о том, что всех их ждет в загробном мире. Зная о грядущей опасности, мы стараемся предостеречь других. Так же поступал и Пророк. Люди были ему небезразличны, не должны оставаться равнодушными и мы. Разве мы не хотим, чтобы и другие попали в рай?
Но одновременно Аллах призывает нас быть снисходительными и помнить, что мы никого не можем заставить, наше дело — призвать к Исламу, а их — решать, ответить ли на призыв.
Итак, в следующий раз, когда услышите суру «Покрывающее», задумайтесь о вечной жизни, об окружающем мире, и не ленитесь внести свою лепту в то, чтобы и другие пришли к Аллаху.