Судьба

Вера в судьбу – это одна из основ Ислама. Она заключается в нашей твердой убежденности в том, что все происходящее во вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или другими созданиями, происходящее в природе или в обществе, – все происходит только по Воле Аллаха, согласно предначертанной Им Судьбе, о которой Он знал еще до сотворения вселенной. То есть все происходит именно так, как хотел Аллах, именно в то время, в которое Всевышний хотел, чтобы это случилось, и Он вечно знал, что именно так и произойдет.

И ничего не может произойти вопреки Воле Аллаха, как и сказал[1] Пророк Мухаммад, мир ему и благословение:

مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَمْ يَشَأْ لَمْ يَكُنْ

Это означает: «Что хотел Аллах – было, чего не хотел – не было».

Верить в судьбу обязательно, так как об этом сказано в Священном Коране и в хадисах Пророка, мир ему и благословение!

Однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение, пришли неверующие курайшиты и стали спорить с ним о судьбе[2]. Тогда ему были ниспосланы 47-49 аяты суры 54 «Аль-Камар»:

إِنَّ الْمُجْرِمِينَ فِي ضَلالٍ وَسُعُرٍ {47}

يَوْمَ يُسْحَبُونَ فِي النَّارِ عَلَى وُجُوهِهِمْ ذُوقُوا مَسَّ سَقَرَ {48}

إِنَّا كُلَّ شَىْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ {49}

Это означает: «Воистину, неверующие  пребывают в заблуждении и будут в мучениях. В Тот День, когда их поволокут лицами вниз в адский огонь, и [будет сказано им] вкусите же прикосновение ада. Воистину, Аллах создал каждую вещь и наделил её судьбой».

А также когда Ангел Джабраиль задал вопрос[3] Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, о том, что включает в себя понятие «вера», он ответил:

 الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَاليَوْمِ الآخِروَتُؤْمِنَ بِالقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ

Это означает:  «Вера – это значит верить в Аллаха, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День и верить в Судьбу – предопределение добра и зла»[4].

 

И Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил[5]:

إِنَّ أَحَدَكُمْ لَنْ يَخْلُصَ الإيِمَانُ إِلى قَلْبِهِ حَتَّى يَسْتَيْقِنَ يَقِينًا غَيْرَ شَكٍّ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَهُ وَمَا أَخْطَأَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَهُ، وَيُقِرَّ بِالقَدَرِ كُلِّهِ

Значение: «Воистину, не будет в вашем сердце Веры, пока не будете убеждены без малейшего сомнения в том, что случившееся с вами не могло произойти по ошибке [– это было предопределено именно вам], а то, что миновало вас, не могло с вами случиться [потому что не было предопределено вам], и [пока не будете убеждены, что] для всего есть предопределение».

Понятие «судьбы» – один из тонких вопросов, в котором многие ошиблись. В этой теме важно понять несколько ключевых моментов.

Аллах – Создатель и добра, и зла

Все в мире происходит только по Воле Аллаха – добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. И нельзя думать, что Бог создал только добро, а зло создает кто-то другой[6], и что Бог не хотел, чтобы оно происходило. А кто думает, что Аллах создает добро и не создает зла, тот тем самым приписывает Богу слабость – как будто в мире происходит то, что Бог не хотел. Это – неверие и ширк, и это противоречит сказанному,

в Священном Коране (сура 12 «Юсуф», аят 21):

وَاللهُ غَالِبٌ عَلى أَمْرِه

Это означает: «Никто не может противостоять Воле Аллаха».

Но то, что Бог создал зло, ни в коем случае не означает, что Ему Самому присуще зло. Аллах создал зло, но не повелел его совершать! Есть разница между Волей Бога и Его повелением! Все создает Бог, а люди только «приобретают» свои действия согласно своему выбору.

Сказано в Священном Писании (сура 91 «Ащ-Щамс», аят 7):

وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا

В этом аяте сказано о том, что Аллах создал душу и все, что с ней происходит – и грехи, и благие дела. То есть все то, что происходит с людьми – и добро, и зло – созданы Аллахом. Но добро, которое совершают созданные, происходит по Воле Всевышнего, по Его Повелению и по Его одобрению. А зло, которое они совершают, также происходят по Его Воле и предопределению, но не по Его Повелению и не по Его одобрению. Бог не велел никому делать грехи или неверие, но некоторые люди по Его Воле совершают грехи и не верят в Бога. И так как они делают это по своему выбору, то будут отвечать за это. И поэтому нельзя думать, что наказание за грехи и неверие – это несправедливость и угнетение.

Бог никого не угнетает!

Созданные совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Поэтому никто не сможет в День Суда сказать, что раз грехи происходили по Воле Всевышнего, то за что тогда его наказывать? Ведь он сам выбрал грех.

И не является несправедливостью то, что одним Бог предопределил веру и вечную жизнь в Раю, а другим – неверие и вечные муки в аду. Ведь Аллах – Всемогущий Создатель, Он создает как хочет, и никому ничего не обязан. И вознаграждение от Него – это по Его милости, а наказание – по Его справедливости.

Ибн Ад-Дайлями рассказывал[7]:

«Однажды я пришел к Убаю ибн Ка‘бу и сказал ему, что у меня в сердце думы о судьбе, и просил рассказать что-нибудь о ней, может, это поможет мне, по Воле Аллаха». Он ответил: «Если бы Аллах наказал всех жителей земли и Небес, то это не было бы угнетением. И если бы Он смилостивился над ними, то Его Милость – это благо от Него [давать которую Он не обязан]. Даже если ты потратишь золото в размере горы Ухуд ради Аллаха, то Аллах не примет от тебя этого до тех пор, пока ты не поверишь в судьбу. Знай – то, что тебе суждено, произойдет именно с тобой, а что тебе не суждено – того у тебя и не будет. Если ты умрешь, не уверовав в это – попадешь в ад». После этого Ибн Ад-Дайлями пошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас‘уду, и тот рассказал ему то же самое. И то же самое ему рассказали Хузайфа ибн Аль-Яман и Зейд ибн Сабит. Все это передано вышеперечисленными людьми от Пророка, мир ему и благословение.

Сказано в хадисе, который передал имам Муслим от Абу Зарра:

 فَمَنْ وَجَدَ خَيْرًا فَلْيَحْمَدِ اللهَ وَمَنْ وَجَدَ غَيْرَ ذلِكَ فَلا يَلُومَنَّ إِلاَّ نَفْسَه

Это означает: «Кто видит себя на пути добра, пусть восхвалит Аллаха, а кто нашел иное – пусть не обвиняет никого, кроме себя». То есть если кто-то делает добро – это только потому, что Аллах Своей Милостью дал ему удачу. Аллах не обязан это давать, поэтому пусть человек благодарит Его за это. А тот, кто делает зло – это потому, что Аллах показал недобрые стремления этого человека. Кого Аллах ввел в заблуждение, то это справедливость от Аллаха, а кому даровал Веру, то это милость от Него.

В вопросе судьбы есть тонкая грань. То, о чем сказано в Коране и в хадисах, мы обязаны знать и признавать – это те вопросы, о которых было сказано выше. Но нельзя чрезмерно углубляться в вопрос судьбы, чтобы не впасть в заблуждение.

Пророк Мухаммад , мир ему и благословение, сказал[8]:

 إِذَا ذُكِرَ القَدَرُ فَأَمْسِكُوا

Это означает: «Если речь идет о судьбе, то воздержитесь [от того, чтобы чрезмерно углубляться в этот вопрос]».

Передали имамы Аш-Шафи‘ий и Ибн ‘Асакир от ‘Али, пусть Аллах дарует им Свою Милость, что однажды к нему подошел один человек и начал расспрашивать его о судьбе. ʻАли ответил ему: «Это скрыто Аллахом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, ‘Али сказал:«Если ты очень хочешь знать об этом, то это между двумя: не по принуждению и не самостоятельно».

Дорогие мусульмане! Будьте благодарны Создателю за то, что Он даровал вам Веру! То, что с вами произошло, и то, что с вами произойдет – это вам предопределено, но это не избавляет вас от ответственности за ваши поступки. Поэтому кайтесь, если совершили грех, а если сделали добро, то благодарите Аллаха, ведь только Он дает удачу.

ʻУмар ибн Аль-Хаттаб сказал[9]:

Это означает: «Того, кому Аллах дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути, и не сможет привести к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаха, никто не сможет вывести на Истинный Путь».


[1] этот хадис передал Абу Даууд

[2] эту историю передал хафиз Абу Нуʻайм в «История Исфахана» от Абу hурайры

[3] он задал этот вопрос не потому, что он не знал, а чтобы через ответ Пророка люди узнали об этом

[4] этот хадис передал имам Муслим

[5] этот хадис передал имам Аль-Байhакый от ‘Али

[6] некоторые неверно думают, что Аллах хотел только добро, а зло создает шайтан и его помощники против Воли Аллаха

[7] этот рассказ передали имамы Ахмад и Абу-Даууд

[8] этот хадис передал АтТабараний

[9] это передал имам Аль-Байhакый