Три вещи, в которых поклялся Пророк (ﷺ)
Как известно, Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) очень переживал за свою умму. Он переживал за жизнь мусульман, пока они пребывают на этом Свете, и за то, как они будут держать отчёт за свои деяния в Судный день.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) часто говорил своим сподвижникам (радыяллаху ‘анхум) о благих деяниях, за которые они получат больше всего вознаграждения. Точно так же он предостерегал сподвижников от порицаемых поступков, дабы они отдалились от них.
Передают со слов Абу Кабши Умара бин Са’да аль-Анмари (радыяллаху ‘анху), что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
ثَلاَثَةٌ أُقْسِمُ عَلَيْهِنَّ، وَأُحَدِّثُكُمْ حَدِيثًا فَاحْفَظُوهُ: مَا نَقَصَ مَالُ عَبْدٍ مِنْ صَدَقَةٍ، وَلاَ ظُلِمَ عَبْدٌ مَظْلَمَةً صَبَرَ عَلَيْهَا إِلاَّ زَادَهُ اللهُ عِزًّا، وَلاَ فَتَحَ عَبْدٌ بَابَ مَسألَةٍ إِلاَّ فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ بَابَ فَقرٍ
«Я поклянусь вам в трёх вещах и скажу вам что-то, а вы запомните это! Клянусь, что садака (милостыня) не уменьшает имущества раба, и если обойдутся с рабом несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно увеличит славу его, и если раб откроет для себя двери попрошайничества, то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности». (Тирмизи)
1. Садака не уменьшает имущества раба.
Здесь подразумевается истинное богатство человека, благодать, которую он получает от Всевышнего, а именно – тот запас, который он создаёт себе в мире вечном, совершая благое. Более того, его награда не только не уменьшается, наоборот, увеличивается в Судный день в несколько раз.
Человек ничего не теряет от этого, и то, чем он не смог воспользоваться в этом мире, он получит сполна на том свете. Если человек, имеющий два дома, перенёс свои вещи из одного своего дома в другой, мы ведь не говорим, что он потерял эти вещи или что его имущество уменьшилось.
Некоторые наши праведные предшественники, когда видели человека, пришедшего к ним с просьбами, говорили: «Мархаба тому, кто пришёл, чтобы перевести наше мирское имущество в имущество Ахирата».
2. Если с человеком обойдутся несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно увеличит его достоинство.
Если кого-то притеснили, и он в ответ не мстит своему обидчику и не требует компенсации за это, а наоборот, потерпит, то Аллах только увеличит его достоинство.
Ибн Аббас (радыяллаху ‘анху) говорил, что истинное терпение – это проявление терпения в момент гнева, а истинное помилование – это прощение в момент причинения зла. Когда же люди поступают так, Всевышний Аллах защищает их от всего порочного, и даже враг станет им повиноваться, словно близкий любящий родственник.
3. Если раб откроет для себя двери попрошайничества, то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности.
Здесь подразумевается случай, когда человек просит людей о чём-то без крайней необходимости или делает попрошайничество постоянным источником своего заработка (профессионально занимается этим).
Имам Аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-дин» приводит следующие слова:
«Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) велел многим воздержаться от просьб и говорил: «Если кто-то будет обращаться к нам с просьбами, мы удовлетворим его просьбу, если же кто-либо обойдётся без этого, Всевышний Аллах избавит его от нужды«».
وَكَانَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْمُرُ كَثِيرًا بالتعفف عن السؤال ويقول من سألنا أعطيناه ومن استغنى أغناه الله ومن لم يسألنا فهو أحب إلينا وقال صلى الله عليه وسلم استغنوا عن الناس وما قل من السؤال فهو خير قالوا ومنك يا رسول الله قال ومني
وَسَمِعَ عمر رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ سَائِلًا يَسْأَلُ بَعْدَ الْمَغْرِبِ فَقَالَ لِوَاحِدٍ مَنْ قَوْمِهِ عَشِّ الرَّجُلَ فَعَشَّاهُ ثُمَّ سَمِعَهُ ثَانِيًا يَسْأَلُ فَقَالَ أَلَمْ أَقُلْ لَكَ عَشِّ الرَّجُلَ قَالَ قَدْ عَشَّيْتُهُ فَنَظَرَ عمر فَإِذَا تَحْتَ يَدِهِ مِخْلَاةٌ مَمْلُوءَةٌ خُبْزًا فَقَالَ لَسْتَ سَائِلًا وَلَكِنَّكَ تَاجِرٌ ثُمَّ أَخَذَ الْمِخْلَاةَ وَنَثَرَهَا بَيْنَ يَدَيْ إِبِلِ الصَّدَقَةِ وَضَرَبَهُ بِالدِّرَّةِ وَقَالَ لَا تَعُدْ
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анху) после вечернего (магриб) намаза услышал голос просящего и сказал одному из своих людей: «Накорми его ужином».
Через некоторое время ‘Умар опять увидел этого человека, просящего подать ему. И спросил: «Разве я не велел накормить его?!» Его человек ответил: «Я накормил его«. ‘Умар подошёл к нему и посмотрел в торбу, что была у того под рукой. Она была полна хлеба. Тогда ‘Умар воскликнул: «Ты, оказывается, не нуждающийся, а торговец (занимаешься этим профессионально)!»
Правитель правоверных забрал торбу, хлеб передал на корм верблюдам и плетью прогнал этого человека, сказав: «Больше не возвращайся!«».
В этом хадисе Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) дал нам три рекомендации, чтобы мы придерживались их и, следуя всему этому, получили большое вознаграждение.