В Казани прошла Общероссийская конференция «Исламское образование и просвещение в СССР»
В Казани прошла Общероссийская научно-богословская конференция «Исламское образование и просвещение в СССР». Организаторами мероприятия стали Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. Научный форум состоялся в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» и был посвящен рассмотрению комплекса вопросов, связанных с состоянием мусульманского образования и просвещения в Советском Союзе.
В работе конференции приняли участие религиозные деятели и эксперты из Казани, Москвы, Махачкалы, Дербента, Грозного, Екатеринбурга.
Участники конференции рассмотрели широкий комплекс вопросов, связанных с вынесенной на рассмотрение темы и, в частности:
- роль и место исламских богословов и учителей в советском мусульманском обществе;
- состояние исламского образования и просвещения в советский период развития общества;
- основные направления развития и состояния уммы в годы советской власти;
- влияние процессов в мусульманском мире на «советскую» умму;
- значимость процессов в советском обществе и их воздействие на мусульманскую составляющее общества, в т. ч. на сферу образования и просвещения;
- особенности ислама у татарского народа, других мусульманских народов и его роль в формировании модели гармоничных межконфессиональных отношений в России.
Образование и просвещение – это фундамент, на котором зиждется ислам. Первым богооткровением, которое получил посланник Аллаха пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) было повеление, звучавшее как «Читай!», что значит постигай, узнавай, учись. В матуридитской традиции Иман – это вера сердцем во все то, что достоверно передано пророком Мухаммадом ﷺ от Всевышнего Аллаха и декларирование во всеуслышание слов Веры. Процесс образования и учёбы для правоверного мусульманина продолжается всю жизнь. Правоверный мусульманин всю свою сознательную жизнь учится, постигает, узнает новое.
История развития Советского Союза для мусульман страны – это особенный период. Страна, будучи сверхдержавой, играла активную роль в мусульманском мире. Несмотря на господствующую в то время в обществе коммунистическую идеологию, исламский фактор в межгосударственных отношениях, принимая необычные формы, являлся составной частью внешней политики. Во внутригосударственных делах развитие мусульманского общества страны, в т. ч. в сфере образования и просвещения, шло в унисон с развитием советского общества. Оно приобретало разные формы и характер. В разные периоды истории советского общества, в разных регионах страны образование и просвещение в советском мусульманском обществе развивалось по-разному.
Изменения в исламской составляющей государства начались с процесса переустройства советского общества, известного как «перестройка». В этот период в мусульманском обществе СССР начались процессы, которые основополагающими для дальнейшего развития уммы. Одно оставалось незыблемым: во все периоды развития общества мусульманские богословы, учёные мужи женщины, духовные пастыри явно и тайно несли Слово Истины мусульманам, из уст в уста передавали знания, полученные от своих предшественников.
Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман выступил с Основным докладом. В своей речи он подчеркнул, что образование и просвещение – это фундамент, на котором зиждется Ислам. Он также сказал, что «Первым божественным откровением, которое получил Посланник Аллаха пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) было повеление, звучавшее как «Читай!», что значит постигай, узнавай, учись. Множество коранических аятов говорят о том, что не могут быть равны знающие и незнающие, просвещение и невежество, свет и темнота. Всевышний Аллах в Своей книге обращается к тем, кто умеет размышлять, думать, слышать, видеть. Процесс образования и учёбы для правоверного мусульманина продолжается всю жизнь. Как говорится об этом в благородных словесах: (من المهد الى اللحد), т.е. от колыбели и до того времени, когда тело перешедшего в мир иной, укроют могильными дощечками перед тем, как предать земле. Правоверный мусульманин всю свою сознательную жизнь учится, постигает, узнает новое. Наши смелые и богобоязненные предки перенимали знания от тех, кто был рядом с Посланником Аллаха (صلى الله عليه و سلم), видел его, слышал и передавал то, что слышал и видел другим. Известны имена десятков табиинов и табиат, последователей и последовательниц, которые перенимали знания у благородного сподвижника Зубейра ибн Джаъда (رضي الله عنه). Да будет все они пребывать в сени божественной милости! Вот откуда у булгарского, впоследствии татарского народа берет начало традиция преподавательства, процесса образования, просвещения и просветительства.
История развития Советского Союза для мусульман страны — это особенный период. Страна, будучи сверхдержавой, играла активную роль в мусульманском мире. Несмотря на господствующую в то время в обществе коммунистическую идеологию исламский фактор в межгосударственных отношениях, принимая необычные формы, являлся составной частью внешней политики.
В советском мусульманском обществе процесс образования, просвещения и просветительства приобретал разные формы и характер. В разные периоды истории советского общества, в разных регионах страны образование и просвещение в советском мусульманском обществе развивалось по-разному. Однако процесс просвещения и просветительства никогда не прерывался. Он и не мог прерваться если знание, просвещение и просветительство это и есть Ислам. Тысячи и тысячи мусульман и мусульманок, невзирая на трудности жизни, явно и тайно, перенимали и усваивали знания о Боге, Посланнике Аллаха (صلى الله عليه و سلم), о деяниях, от людей знания на просторах ныне бывшего Советского Союза. Изменения в исламской составляющей государства начались с процесса переустройства советского общества, известного как «перестройка». В этот период в мусульманском обществе СССР начались процессы, которые основополагающими для дальнейшего развития уммы. Одно оставалось незыблемым: во все периоды развития общества мусульманские богословы, учёные мужи и женщины, наши духовные пастыри явно и тайно несли Слово Истины мусульманам, из уст в уста передавали знания, полученные от своих предшественников. Крепкий фундамент, построенный мусульманскими просветителями, преподавателями, подвижниками в Поволжье, на Урале и Северном Кавказе, в Сибири, от Калининграда и до Сахалина позволил нам, новому, уже российскому мусульманскому обществу не только сохранить свою религиозную идентичность, но и успешно преумножить ее в современных условиях, в эпоху, когда день за днем в этом мире растет число всевозможных вызовов и проблем.»
В работе конференции принял участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Он начал выступление с хадиса пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!): «Настанут для людей такие времена, когда придерживающийся своей религии будет подобен зажавшему (в руке) раскалённые угли», который в точности отражает непростой самоотверженный труд муаллимов и жизнедеятельность шакирдов советской эпохи.
«Когда религия была запрещена, они в холодных машинах, в мокрых подвалах тайком давали уроки религии, не боясь ни атеизма, ни коммунистической идеологии, призывали к вере. Сегодня среди наиболее авторитетных татарских хазратов есть последователи этого периода. Их устазами стали такие выдающиеся личности, как Габдулхак хазрат Саматов, Ахмадзаки хазрат Сафиуллин, Закария хазрат Минвалеев, Гарифулла ишан Гайфуллин. Наши единоверцы, получившие от них образование, были очень счастливыми людьми. Не говоря уже о таких великих устазах, как Галимджан хазрат Баруди, Риза Фахретдин, Габдрахман хазрат Расулев, работавших в советское время. Для изучения научного и религиозного наследия устазов советского периода и обнародования их трудов ДУМ РТ ежегодно проводит чтения, организует субботники на Новотатарском кладбище Казани и собирает интеллигенцию на День памяти наставников, издает книги…», — отметил муфтий.
По словам Камиля хазрата Самигуллина, долгое время политика СССР по отношению к исламу и исламской системе просвещения оставалась наименее известной областью истории. «Изучение этих страниц важно, поскольку все основные аспекты государственно-исламских отношений в ХХ веке в России оказывают принципиальное влияние на характер и векторы развития взаимоотношений современных мусульман и российского государства», – сказал муфтий, отметив, что обсуждаемая сегодня тема имеет не только научный, но и практический интерес.
«Советский период нанес колоссальный удар по развитию исламского просвещения в России. Система пребывала в различных степенях упадка: от репрессий и полного уничтожения до создания 1-2 медресе на всю территорию страны. Тем ценнее для нас деятельность мусульманских религиозных деятелей, которые вопреки всем обстоятельствам, смогли сохранить религиозные традиции, получить и передать свои знания, воспитать шакирдов. Но на примере татарской богословской мысли, учитывая ее исключительные достижения в дореволюционный период, духовное наследие за годы СССР утрачено на столько, что представители современного татарского общества не могут даже прочитать старинных трудов, а чаще даже не обладают сведениями о них. Все знания и старинные книги, что у нас есть сегодня, сохранились благодаря стараниям хазратов советского времени», – констатировал Камиль хазрат.
В ходе конференции выступили также директор Фонда поддержки развития культуры при Раисе РТ Нурия Хашимова; главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Раиса РТ по вопросам внутренней политики Аскар Гатин; заместитель координатора Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», исполнительный директор Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миров, начальник Центра межрелигиозного диалога БИА Эльмира Садыкова; директор Казанского медресе имени 1000-летия принятия Ислама Ильяс хазрат Зиганшин и др.
Аскар Гатин призвал систематизировать работу по сбору аудиоматериалов, архивов и трудов религиозных деятелей, богословов советского периода. Ильяс хазрат Зиганшин, в свою очередь, поделился воспоминаниями о своих устазах, которые занимались просветительской деятельностью в непростых условиях, пригласил в музей при медресе, который представляет большой пласт материалов, раскрывающих жизнедеятельность советского мусульманского общества.
Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман выступил с инициативой создания регистра мусульманского духовенства богословов и муаллимов, которые оставили след в исламской системе образования в советский период.
Фоторепортаж
Источник: ДУМ РТ