Хадисы Пророка ﷺ о тайнах сновидений
Во сне протекает до трети нашей жизни, поэтому люди всегда интересуются снами, пытаются приоткрыть завесу над тайной сновидений. Что предвещает благой и радостный сон? Что последует за сновидением, которое нас испугало? Таким вопросами задаются многие из нас. Предлагаем вниманию читателей подборку хадисов Пророка Мухаммада ﷺ о снах и их значении.
Какие бывают сны?
От ‘Ауфа ибн Малика ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ говорил: «Сновидение бывает трёх видов! Из них то, что от шайтана из числа ужасов, которыми он печалит сынов Адама. Из них то, что заботит человека, когда он бодрствует, а затем видит это во сне. И из них то, что от Аллаха, что является одной из сорока шестой части пророчества» (Ибн Маджа и Ибн Хиббан).
О благих снах
Абу Хурайра ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал: «Я слышал, как однажды Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей». Люди спросили: «А что такое радостные вести?» Пророк ﷺ промолвил: «Благие сновидения»» (имам аль-Бухари).
От Ибн ‘Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Благое сновидение является одной из семидесяти частей пророчества» (имам Муслим).
Сообщается, что ‘Убада ибн ас-Самит ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «(Однажды) я спросил Посланника Аллаха ﷺ о словах (Господа): «Им предназначена радостная весть в этом мире» (смысл 64 аята суры «Юнус»), и он ответил: «Это благое сновидение, которое видит верующий сам или которое видят про него другие»» (имам ат-Тирмизи)
Когда во сне приснился Пророк Мухаммад ﷺ
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Увидевший меня во сне, увидел меня и наяву, ибо шайтан не может принимать мой облик» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Что делать, когда приснится хороший сон?
От Абу Са’ида аль-Худри ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что он слышал, как Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нём» (имам аль-Бухари).
От Абу Катады ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит». (имам Муслим).
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Не рассказывайте сон никому, кроме учёного или искреннего наставника!» (имамы ат-Тирмизи и ад-Дарими).
Что делать, когда приснится плохой сон?
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Если кто-либо из вас увидит плохой сон, то пусть не рассказывает об этом никому. Пусть встанет и совершит молитву» (имам Муслим).
От Джабира ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидит такой сон, который ему не понравится, пусть трижды сплюнет налево и трижды обратится к Аллаху за защитой от шайтана, а потом перевернётся на другой бок» (имам Муслим).
Абу Саляма рассказывал: «Однажды я увидел сон, от которого у меня начался жар. Когда же я увидел Абу Къатаду ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ, то рассказал ему об этом, на что он ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Благое сновидение – от Аллаха, а дурное – от шайтана, и, если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть трижды сплюнет налево и обратится к Аллаху с мольбой о защите от зла этого сна, и тогда оно никак не повредит ему!»» И он (Абу Катада или Абу Саляма) сказал: «Раньше мне приходилось видеть сны, которые были для меня тяжелее горы, но, услышав эти слова, я больше не обращал внимания на такие сны» (имам Муслим).
От Абу Са’ида аль-Худри ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что он слышал, как Пророк ﷺ изрёк: «Если кто-либо из вас увидел сон, который ему понравится, то он от Аллаха Всевышнего, так пусть же он воздаст Аллаху хвалу за это и рассказывает об этом сне. А если он увидит нечто иное, и это ему не нравится, то это – только от шайтана, пусть же он обращается за защитой к Аллаху от зла этого и никому не рассказывает этих снов, и тогда подобное ему не повредит» (имамы аль-Бухари и Муслим).
О сновидениях перед Судным днём
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить своё подтверждение, ведь сновидения верующего являются одной из сорока шести частей пророчества. А то, что имеет отношение к пророчеству, не является ложным» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Толкуя данный хадис, богословы разошлись во мнение относительно значения слов «приблизится время». Хафиз Ибн Хаджар считает однозначно правильным мнение, согласно которому речь идёт о приближении Судного дня. (См. Фатх аль-Бари 16/365).
От Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Господа ﷺ сказал: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить своё подтверждение. И самые правдивые сновидения будут видеть самые правдивые из вас в речах» (имам Муслим).
О толковании снов
Со слов Абу Разина ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Сон словно привязан к ноге птицы, пока не будет истолкован, а если он будет истолкован, то он произойдет» (имамы Абу Давуд и Ибн Маджа).
От Анаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждёт, пока опустит её. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме учёного или искреннего наставника»(имам аль-Хаким).
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «У одной женщины из числа жителей Медины был муж-торговец. Каждый раз, когда он отсутствовал, она видела сон. Не прошло много времени, как он вновь уехал, оставив её беременной. Она пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Мой муж уехал по торговым делам, оставив меня беременной. А я видела во сне, что порог моей двери сломан, и что я родила одноглазого ребёнка». На это Пророк ﷺ промолвил: «Благо. Даст Аллах, вернётся к тебе твой муж праведным, и ты родишь благочестивого ребёнка». И она видела подобное два или три раза и постоянно возвращалась к Пророку ﷺ, который говорил ей то же самое. Её муж действительно возвратился, и она родила ребёнка. Как-то увидев подобный сон, она вновь пришла, но не застала Посланника Всевышнего ﷺ. Тогда она рассказала свой сон мне, на что я ей ответила: «Если твой сон правдивый, то твой муж умрёт, а ты родишь ребёнка, который будет нечестивцем». Тогда эта женщина принялась плакать, причитая: «Что же было со мной, что я поведала тебе о своём сне?!» В это время вошёл Посланник Аллаха ﷺ и спросил: «Что с ней, о Айша?!» Я рассказала ему о случившемся и то, как истолковала её сон, на что он сказал: «Оставь, о Айша! Когда вы толкуйте сон для мусульманина, то делайте это в наилучшей форме. Поистине, сон будет таким, как истолковали его»». Далее Айша (да будет доволен ею Аллах) поведала: «Клянусь Аллахом, после этого её муж умер, и она родила нечестивца» (ад-Дарими).
От Ибн ‘Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ и Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается: «Однажды один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, сегодня ночью я видел во сне облако, из которого изливались масло и мёд, и я видел людей, собиравших это в ладони, и у некоторых из них в руках оказалось много масла и меда, а у других мало. И я увидел веревку, тянувшуюся от неба до земли, и я увидел, как ты взялся за нее и поднялся по ней наверх. Потом, после тебя, за нее взялся другой человек и поднялся наверх, потом за нее взялся другой человек и поднялся наверх, а потом взялся другой человек, но она порвалась, а затем ее соединили для него, и он тоже поднялся наверх». После этого Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «О Посланник Аллаха, да станет отец мой выкупом за тебя, клянусь Аллахом, если позволишь, я истолкую этот сон». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Толкуй». Тогда Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «Что касается облака, то это Ислам, а что касается изливавшихся из него масла и меда, то это сладость и мягкость Корана. Что касается масла и мёда, которые люди собирали в ладони, то это значит, что некоторым людям достается много этого, а другим мало. Что же касается веревки, тянувшейся от неба до земли, то это истина, которой ты придерживаешься и посредством которой Аллах вознесет тебя ввысь. Потом, после тебя, её станет придерживаться другой человек, благодаря чему он тоже вознесётся ввысь, потом станет придерживаться её другой, благодаря чему он тоже вознесётся ввысь. Потом за эту веревку возьмётся другой человек, но она порвётся в его руках, после чего её соединят для него, и он тоже вознесётся ввысь. А теперь скажи мне, о Посланник Аллаха, да станет мой отец выкупом за тебя, прав я был или ошибся?” Пророк ﷺ ответил: «В чём-то ты был прав, а в чём-то ошибся». Абу Бакр ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «Клянусь Аллахом, ты должен сказать мне, в чём я ошибся!» – на что Пророк ﷺ промолвил: «Не клянись»» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Можно ли выдумывать сны?
Василя ибн аль-Аска’ ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, величайшими видами лжи являются: объявление человеком себя сыном не своего отца; заявление о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел; и приписывание Посланнику Аллаха того, чего он не говорил!»» (имам аль-Бухари).
От Ибн ‘Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет!» (имам аль-Бухари).
Этот хадисы однозначно запрещают выдумывать сны.