Дуа и истигфар за умершего
Существует немало хадисов Пророка (мир ему и благословение) о том, как мы можем помочь душам умерших родных и близких нам людей. (Абу Давуд, «Весайа», 3; Тирмизи, «Весайа», 7)
Человек получает награду за деяния, совершенные при жизни
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил:
«Когда человек умирает, (все) его добрые дела прекращаются, за исключением трёх:
— Садака-джарийа, т.е. доброе дело, которое человек сделал при жизни, и которое продолжает приносить пользу другим людям даже после его смерти. Например, строительство мечетей, мостов, дорог, пожертвования нуждающимся и т.д.
— Полезные знания, переданные другим людям. Например, путем обучения или написания книг.
— Благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
(Муслим, «Васийет», 14; Абу Давуд, «Весайа», 14; Тирмизи, «Акхам», 36).
В хадисе от Абу Хурайры (мир ему) передаются следующие слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) :
«Верующему мусульманину после его смерти будет непрерывно воздаваться за его благодеяния и садака: за полученные и распространенные им знания, за оставленное праведное потомство, за построенную мечеть, за приют для путника, за расходование из своего имущества» (Ибн Маджа, Мукаддиме, 20).
Дуа и истигфар за умершего
Одним из самых значимых дел, которые мы можем совершать за умерших — это обращаться ко Всевышнему с мольбами об их прощении. В Коране сказано:
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (Сура «Сбор», 59/10).
В аяте говорится о важности истигфара за умерших. Если бы в этом не было пользы для них, то Всевышний не превозносил бы важность истигфара. Рассмотрим истории из жизни сподвижников:
«Однажды Абу Убейд Малик (р.а.) спросил Пророка (мир ему и благословение) : «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня возможность совершать благое для своих умерших родителей, и чем я могу помочь им?».
На что Мухаммад (мир ему и благословение) ответил:
«Да, есть. Нужно совершать за них дуа, просить Аллаха об их прощении, исполнять свои долги должным образом, почитать родственников и их близких». (Абу Давуд, Сунан, Адаб, 12; Ибн Маджа, Сунан, Адаб, 2).
Даже сам Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз за усопших и возносил за них дуа:
«Когда вы совершаете намаз за усопшего, то делайте это искренне и искренне возносите за него дуа». (Абу Давуд, «Сунна», «Дженаиз», 59).
К тому же, Пророк (мир ему и благословение), совершая намаз за одного человека, просил:
«О, Аллах! Этот человек у Тебя, он находится под Твоей защитой. Защити его от скорби и мучений в геенне. Лишь Тебе принадлежит вся хвала. Аллах, прости его, смилуйся над ним! Воистину, Ты — прощающий, милосердный». (Абу Давуд, «Дженаиз», 56)
Еще одним из важнейший пунктов является погашение долгов усопшего, поскольку в хадисе сказано: «Долг привязан в душе мусульманина до тех пор, пока он не будет выплачен»(Тирмизи, «Сунан», «Джанаиз», 76; Ибн Маджа, «Сунан», «Садака», 12).
Поэтому, если человек умер и у него остались долги, то, в первую очередь, наследникам необходимо расплатиться с долгами.
3) Садака
Исламские ученые единогласны во мнении, что за умерших нужно раздавать садака. Об этом свидетельствуют и хадисы Пророка (мир ему).
1. В риваяте от Ибн Аббаса сказано: «Один человек подошёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил:
— О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Моя мать погибла. Если я буду раздавать от её имени садака, будет ли ей от этого польза?
Пророк (мир ему и благословение) ответил:
— Да.
Мужчина тогда сказал:
— У меня есть участок на котором растут фрукты. Я свидетельствую перед Вами, что этот сад я отдаю в качестве садака за свою мать» (Бухари, Сахих, 15,20, 26).
2. «Однажды другой человек поинтересовался у Пророка (мир ему и благословение) :
— О, Посланник Аллаха! У меня умерла мать, какое из всевозможных видов благих дел (садака) предпочтительнее для совершения ради неё?
— Вода, — сказал Пророк (мир ему и благословение) ).
В связи с чем Сa’д ибн Убада соорудил колодец и сказал:
— Этот колодец для матери Сa’д ибн Убада». (Абу Давуд, Сунан, Закят, 42)
Самым благородным и добродетельным действием является намерение на раздачу нафиль-садака. Поскольку награда за это достигнет души умершего, а у совершившего это благое дело ничего не убудет.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, человек может посвятить кому-то награду за свои благие деяния. Отдельно можно произвести жертвоприношение за умершего, совершить Хадж, продержать за него пост. При этом тот, кто совершает это, не теряет собственной награды, даже если делает благое с целью пожертвования саваба за покинувшего этот мир.
А Аллах знает лучше!