Употребление в пищу мяса в Исламе: чем меньше, тем лучше

Употребление в пищу мяса в Исламе: чем меньше, тем лучше

Коран напоминает нам о том, что животные и птицы являются «сообществами, подобными вам». Так почему же так много мусульман при разговении употребляют мясо?

У большинства из миллиарда мусульман, которые каждый вечер разговляются в месяц Рамазан, меню обязательно содержит мясо. Причём в большом количестве. Но насколько соответствует исламу употребление в пищу мяса?

По мнению шейха Хамзы Юсуфа, употребление мяса не совсем соответствует нормам ислама, поскольку исторически мусульмане ели мясо в небольших количествах и имели почти вегетарианское меню. «Согласно шариату, мясо не является необходимостью, и в прежние времена большинство зажиточных мусульман (по-нашему – средний класс) если мясо один раз в неделю по пятницам. Бедные же мусульмане употребляли мясо лишь по большим праздникам», — отметил он.

В настоящее время наблюдается рост употребления мяса мусульманами, которое стало неотъемлемой частью их ежедневного рациона. Буквально на днях один египетский журналист рассказывал мне о том, как он присутствовал на обеде в одной из организаций в Каире. Как только люди пришли на обед, сразу начались вопросы: «Где мясо? На всех тут не хватает».

Согласно недавнему исследованию, проведенному Центром информационной поддержки при правительстве Египта, 89% египтян едят более 2 кг мяса в месяц. Этот показатель прямо пропорционален социальному классу. Исследование показало, что богатые египтяне зачастую потребляют более 8 кг мяса в месяц.

Пророк Мухаммед не был сторонником ежедневного употребления мяса.

Напротив, он предостерегал своих последователей от злоупотребления мясом, которое может привести к «привыканию». Похоже, что полторы тысячи лет спустя его предупреждения игнорируются.

Исламские лидеры и ученые ранней исламской эпохи неоднократно подчеркивали необходимость гуманного отношения к животным, однако сегодня многие мусульмане считают, что животные находятся в полном подчинении у людей. Один шейх из министерства вакуфов Египта заявил мне: «Животные находятся в подчинении у человека и должны служить ему. Они были созданы для того, чтобы мы могли употреблять их в пищу, поэтому все разговоры о вегетарианстве противоречат Исламу».

«Данное утверждение чиновника из министерства полностью противоречит позиции пророка (мир ему)», — считает известный исламский учёный Гамаль аль-Банна, который в последние годы подвергается критике за свою «либеральную» точку зрения. Аль-Банна сказал мне, что, вегетарианство в Исламе не является запрещённым и не нарушает никакие нормы и традиции.

«Человек становится вегетарианцем из-за целого ряда причин: сострадание, окружающая среда и состояние здоровья», — начал он. «Как мусульманин, я верю в то, что пророк хотел, чтобы его последователи были здоровыми, проявляющими сострадание и заботящимися об окружающей среде. И если кто-то считает, что отказываясь от мяса, он поступает именно таким образом, в этом нет ничего предосудительного. Наоборот, это может быть правильным решением». На вопрос о жертвоприношении в Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) (которое многие считают обязательным), Аль-Банна заявил, что любой мусульманин, являющийся вегетарианцем, не обязан забивать жертвенное животное. «В современном мире, идеи и религии меняются, и в этом отношении ислам не является исключением. Мы не должны оставаться жесткими в нашем понимании веры и слепо принимать всё как данное, включая и забивание животных. Последнее не является обязательным».

Имеются и противники данной позиции, полагающие, что употребление мяса в пищу является частью исламской традиции и, воспринимая, таким образом, вегетарианство как чуждое явление для Ближнего Востока. Мусульмане, которые едят мясо на каждом ифтаре (разговении) в месяц Рамазан, уверены, что поступают правильно. С другой стороны, идея о том, что животные являются рабами человека не только противно для защитников прав животных, но, похоже, вступает в противоречие с учением Пророка.

Некоторые утверждают, что молитва, произнесенная перед забоем животного по канонам ислама, является проявлением человечества в Исламе. Это может быть правильным с исторической позиции, однако в сегодняшних «халяльных» скотобойнях часто звучат предварительно записанные молитвы, а животные забиваются автоматически. И это является жалкой и неудачной попыткой показать «гуманность» забивания скота в Исламе. В конечном счете, ответ на рассматриваемый вопрос очень прост. В Коране говорится о том, что все животные являются живыми существами, такими же, как и люди:

«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам». (Коран, 6:38)

 Joseph Mayton