Упование на Аллаха

Сказал Сайид (да смилуется над ним Аллах):

«Таваккуль —  это уповать на Аллаха и не надеяться на то, что в руках людей»

Познавший Аллаха Ибн Уджайба сказал:

«Таваккуль — это упование сердца на Аллаха, так, чтобы оно не опиралось на что-либо, кроме Него, и не привязывалось к чему-либо, и абсолютная привязанность к Нему во всем благодаря знанию, что Он — Всезнающий, а также большее упование на то, что в руках Всевышнего Аллаха, чем на то, что в твоих руках».

Некоторые сказали:

«Таваккуль  —  это твое довольство знанием Аллаха о тебе, отказ от привязанности сердца к чему-либо иному, кроме Него, и твое
обращение к Нему во всех твоих делах»

Абу Сайид аль-Харраз сказал:

«Таваккуль  —  это признание Аллаха Великого, упование на Него, успокоение Им и уверенность в Нем во всем, что Он гарантировал, удаление беспокойства из сердца по поводу мирских дел, судьбы, а также всех тех дел, которые Господь взял на Себя».

Таваккуль означает полагаться во всем на Аллаха» во всех состояниях, не опираясь ни на что другое.

Таваккуль — это состояние сердца, и поэтому ему не противоречит использование материальных инструментов, поскольку
таваккуль заключается в сердце, а материальные средства используются телом, то есть полагаться на Аллаха не означает отказ от действия.

 Разве мусульманин имеет право не действовать, когда Аллах во многих аятах повелевает ему поступки и к этому же в многочисленных хадисах призывает и Пророк (صلى الله عليه و سلم)?

 «Как-то раз приехал один человек на верблюдице к Посланнику Аллаха (صلى الله عليه و سلم) и, слезая, спросил:
«Отпустить ли мне верблюдицу, уповая на Аллаха?»
На это Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) ответил: «Привяжи верблюдицу и уповай на Аллаха»».

Поэтому ученые считают, что отход от использованияимеющихся средств является ленью, которая противоречит исламскому духу.

Это подтверждают имамы тасаввуфа

Аль-Кушайри сказал:

«Место таваккуля — сердце. А телесные движения не противоречат упованию сердца после того, как раб утвердился в том, что предопределение исходит от Великого Аллаха если  даже что-то не удается, то это по Его предопределению, а если удается, то благодаря Его помощи»

Имам аль-Газали сказал:

«Некоторые невежды считают, что условием таваккуля является отказ от поисков достатка, пропитания и лечения.Это является их  ошибкой, так как это запрещено Шариатом. Шариат восхвалил таваккуль и призвал к нему, но как достичь этого, следуя запретному?»

Суфии побуждают своих последователей использовать земные инструменты в своих мирских делах, не уповая на них, а полагаясь на Аллаха — Творца всех этих средств.

Кади Ийяз сказал:

«Имамы и ученые из суфиев подчеркивают необходимость  использования инструментов во всех необходимых случаях и не приемлют таваккуль с привязанностью сердца к средствам.

Достоинство таваккуля и его плоды

Таваккуль  —  это результат веры, плод познания Аллаха рабом.

По мере познания Аллаха и Его сыфатов увеличивается упование на Аллаха. На Всевышнего уповает тот, кто не видит ничего, кроме Аллаха.  Уповающий на Аллаха тот, кто боится только Его и уповает только на Него, и просит только у Него.

Суфии сказали:

 Мерзко мюриду
Прибегать к просьбам у рабов,
Когда он находит возле Господа
Все, что пожелает.

Во многих аятах Священного Корана Всевышний связывает таваккуль с верой:

 «И на Аллаха уповайте, если вы уверовавшие» (5:23).


Того, кто уповает на Всевышнего Аллаха, правдиво обращаясь к Нему, Аллах возвысит Своей любовью, облегчит ему горе и несчастье, наполнит его сердце довольством и убежденностью, украсит его внешнюю жизнь достоинством и почетом.

Всевышний сказал:

«Воистину, на Аллаха уповают верующие» (14:11).
«Тому, кто уповает па Аллаха, достаточно Его как покровителя» (65:3).

Упование на Аллаха вселяет в сердца покой.

Ибн Аббас сказал:

«Нам достаточно Аллаха, лучшего из тех, на кого уповают»

Аль-Бухари.

«Хасбуна Аллаху ва нималь вакиль», —  эту молитву произносили пророк Ибрахим  , когда его бросили в огонь, и Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم) , когда ему сказали, что люди ополчились против него, и сказали: «Бойся же их», а это увеличило их  веру, и они сказали:  «Хасбуна Ал-лаху ва нималь вакиль».

Бишр аль-Хафи сказал:

«Один из вас говорит: «Я уповаю на Аллаха, однако он лжет: если бы он уповал на Аллаха, то был бы доволен тем, как с ним поступает Аллах».

Посланник Аллаха  (صلى الله عليه و سلم) восхвалил упование на Аллаха и пояснил его важность в  жизни.

Он сказал:

«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он бы даровал вам удел так, как дарует его птицам. Не вылетает ли птица голодной, а возвращается накормленной?».

( Ат-Тирмизи, безупречный (сахих) )

И в этом хадисе также есть указание на то, что упованию не противоречит использование подручных средств, ведь птица покидает каждое утро свое гнездо в поисках удела, при этом опираясь на своего Создателя, и поэтому она не знает беспокойства и печали.

Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) призвал мусульманскую умму к упованию на Аллаха во всех  состояниях, особенно при выходе из своего дома, и сказал:

«Кто скажет при выходе из дома:

«С именем Аллаха я уповаю на Аллаха, нет силы для благих дел и нет силы для отказа от запретного, кроме как у Аллаха, ему скажут: «Ты будешь наставлен, тебе это будет  достаточно, ты будешь защищен».
И отдалится от него шайтан.
И один шайтан скажет другому:
«Что ты хочешь от человека, который наставлен, обрел достаток и защиту?»

( Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи; от Анаса ибн Малика; достоверный, со слон одного передатчика (хасан гариб) )

Люди в этом разделяются на степени, так же как и в достижении других достоинств на пути к Аллаху.

Поэтому такие ученые, как аль Газали и Ибн-Уджайба, разделяют упование на три вида:

cамая низкая степень  — находиться с Аллахом как уполномоченный с уполномочившим,
средняя степень —  ощущать себя возле Аллаха как ребенок возле матери, который обращается во всех своих делах только к ней,
высшая степень — находиться перед Аллахом подобно больному перед своим лекарем.

Различие между этими степенями заключается в том, что первый подвергается сомнениям, а второй не сомневается, но все же он привязал к своей матери по необходимости, а в третьем нет ни сомнения, ни привязанности, он забыл о своей сущности и всегда обращает внимание только на то, как с ним поступит Аллах.

Вывод

Упование на Аллаха — из наивеличайших плодов веры и познания Аллаха и из наибольших причин счастья и спокойствия.

Суфии поняли его истинным образом и обратили внимание на то, что это не отказ от использования земных благ и не отдаление от них, а ограничение своих надежд только Аллахом и обращение к Его Порядку и Его Мудрости, так как без Аллаха средства ни на что не годны.

Итак, суфии обрели наивысшие степени упования на Аллаха, сердца их в успокоении с Аллахом, опираются на Него, вверены Ему, обращены к Нему, ищут помощи у Него, поскольку никто в бытии не действует, кроме Него.

Но тела их используют средства, лишь повинуясь велению Аллаха, соблюдая Его предписания и следуя наставлениям Его Посланника(صلى الله عليه و سلم)   и его сподвижников.

 Источник