Есть ли правило в религии: «Запретно все, что не делал Пророк (ﷺ)?»

Всевышний Аллах сделал полноценной для нас религию, которая не нуждается в изменении. Его повеления ясны, и, соблюдая их, мы добиваемся счастья в обоих мирах. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) относительно обязательности следования его путем сказал:

«Вам надлежит слушаться и повиноваться, даже если вами будет править эфиопский раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить долго, станет свидетелем больших распрей, так что придерживайтесь моей сунны и сунны моих сподвижников – не отступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение – это заблуждение» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Отсюда мы понимаем, что следовать за нововведениями является заблуждением, которое отдаляет нас от пути истины. Но как нам понимать, что является нововведением, а что нет? Для этого необходимо изучать наследие ученых ахлю-с-сунна.
Тема нововведений (бид’ат) очень обширна, для ее разбора необходимо написание нескольких отдельных статей. Здесь же мы поговорим об одном правиле, которое было придумано последователями известной исламской группы и распространено в мире как единственно верное «мерило» нововведений.

«Так Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не делал!»

Порицая мусульман за те или иные действия, некоторые мусульмане говорят: «Этого делать нельзя, ведь Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники этого не делали». На первый взгляд, очень убедительный довод, который разоружает многих рядовых мусульман и даже некоторых, кто имеет религиозное образование. А главное, это удобное правило, с помощью которого они отсеивают правильное от неправильного.

Если говорить о правилах, то это изучается в таких науках, как «усуль аль-фикх» или «усуль аш-шари’а» (основы Шариата).

В Шарите, как нас учат эти науки, существует четыре вида доводов: Коран, сунна, единогласное мнение ученых (иджма’) и суждение по аналогии (кыяс). В обсуждаемом нами вопросе нас интересует второй вид довода – сунна посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Сунной являются слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его поступки, молчаливые одобрения и нравственные качества. Отсюда, доводом тому или иному поклонению или поступку могут быть как слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), так и его поступки. Заметьте, здесь нет понятия «то, что оставил Пророк».

Когда мы называем что-либо новшеством (бид’атом), мы запрещаем его совершение, а, как известно, каждый запрет требует довода. Если это запретил Аллах и Его посланник, либо же если это запретили ученые фикха по аналогии (кыясу), тогда мы называем это запретным.

Однако можно ли определенный поступок называть новшеством, т. е. запретным, если его не запретил Аллах и Его посланник? Однозначно нельзя! Можно ли этот поступок назвать запретным нововведением только потому, что его не делал Пророк? Однозначно нельзя! Ведь если люди вводят термин «оставление Пророка» в качестве нового вида довода в религию, то мы у них требуем на это доказательство.

Теперь же разберем некоторые доводы того, что «оставление Пророка какого-либо поступка» (тарк ан-Наби) не является источником Шариата.

1. Когда Всевышний Аллах разъяснил нам, чему необходимо следовать, Он велел:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7).

Всевышний Аллах не сказал в этом аяте оставьте то, что оставил или о чем умолчал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Тут ясно говорится лишь о том, что необходимо оставлять то, что Пророк запретил.

2. Вторым доводом является достоверный хадис, в котором Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О, люди, Аллах вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один человек спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?», – однако он хранил молчание, пока тот не (повторил свой вопрос) трижды, и тогда посланник Аллаха сказал: «Если я скажу: «Да», – это непременно станет (для вас) обязательным, но вы, ведь не сможете (делать этого)!» А потом он сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно) чего я с вами (не говорил). Поистине, жившие до вас погибли из-за того, что задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками! Когда я велю вам что-нибудь, (просто) делайте из этого то, что вам по силам, а когда запрещаю вам что-нибудь, отказывайтесь от этого» (Муслим).

В этом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отчетливо говорит, что следованием его сунне является подчинение его приказам и оставление его приказов. «Оставьте расспросы» здесь звучит как «заруни ма тарактукум», т.е. «оставьте (расспросы) относительно того, что я оставил (не говорил вам или не делал)».

Сподвижник спросил его о совершении хаджа каждый год, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велел ему, чтобы он не задавал лишних вопросов, потому что ясно, что совершение паломничества каждый год и так является дозволенным.

Отсюда можно извлечь правило. Необходимо выполнять его повеления и сторониться всего запрещенного им, а все остальное является дозволенным.

3. В качестве третьего довода приведем изречения предшественников нашей Уммы по поводу данного вопроса.

Имам Ибн аль-Кудама (радыяллаху ‘анху) сказал: «Если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) оставил что-либо, то это не указывает ни на запрет, ни на нежелательность» («аль-Мугни»).

Ибн Дакик аль-Ид (радыяллаху ‘анху) в своей книге «Ихкам аль-Ахкам» написал: «Оставление не является доводом о запретности».

Шейх аль-Мубаракфури (радыяллаху ‘анху) изрек: «Совершение поступка указывает на дозволенность, а оставление совершения поступка не указывает на его запретность» («Тухфат аль-Ахвази»).