Достоинства зикра

В Коране сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا

Смысл перевода: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно!» (33:41)

В тафсире этого аята имам аль-Куртуби (Рахимухуллах) приводит хадис:

وروى أبو سعيد عن النبيّ صلى الله عليه وسلّم: «أكثروا ذكر الله حتى يقولوا مجنون

Перевод: «Абу Саид аль Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Делайте зикр так долго, пока люди не начнут называть вас маджнун (сумашедший).»» (Тафсир уль Куртуби, том № 14, стр. 197)

Этот хадис приведён в Муснаде имама Ахмада (№ 3/67, 81). Ибн Хиббан привёл его в своём «Сахихе» (№ 814), имам Хафиз аль-Хаким – в своём «Мустадрак аля Сахихан» (№ 1/499).

имам Хафиз аль-Мунзири (Рахимухуллах) после того, как привёл этот хадис, сказал:

رواه أحمد وأبو يعلى وابن حبان في صحيحه، والحاكم وقال: صحيح الإسناد.

Перевод: Его приводит имам Ахмад от Абу Йа’ла и Ибн Хиббана в своём «Сахихе», и аль-Хаким (Мустадрак №1/499) после он сказал: Этот хадис имеет достоверную цепочку [в Таргиб Тархиб, стр. 280, опубликованного Дар уль Китаб аль-Араби, Бейрут, Ливан]

Имам Ибн Ади (Рахимухуллах) сказал:

بهذا الإسناد فليس به باس

Перевод: Этот санад не имеет «ничего плохого» [Аль-Камиль, Том № 4, стр. 9]

Имам Ибн Касир (Рахимухуллах) также передал его в «Тафсир аль Куран Аль-Азим» и в дополнение привёл другой хадис:

ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلّم: اذكروا الله ذكراً كثيراً حتى يقول المنافقون إِنكم تراؤون

Перевод: «Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поминайте Аллаха многократно – так, чтобы мунафики сказали, что вы хвастаетесь этим.» (Тафсир Ибн Касир, том № 6, стр. 384)

Мы знаем, что салафиты будут, как обычно, называть этот хадис «слабым». Рассматривая этот вопрос, мы столкнулись с хукмом шейха аль Шуайба аль Аранут, который также допустил ошибку, назвав его «слабым» в своей книге «Тахкик», составленной из Муснада Ахмада бин Ханбаля. На самом деле этот хадис является достоверным, так как многие мухаддисы потвердили его подлинность, также он имеет разные цепочки передатчиков, мы же взяли версию хадиса от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), совершенно другую цепочку передатчиков (и эта цепочка считается «Хасан»). Эти доказательства опровергают наши дорогие друзья «салафиты», которые критикуют Хазра суфиев (суфийское собрание, где читают зикр), где они громко читают зикр. Мы же выяснили, что лишь мунафики критикуют такие собрания и называют суфиев сумасшедшими (Наузубиллях). Они забывают о том, что мы гордимся тем, что нас называют сумасшедшими, ведь хадисы доказывают, что мы являемся большими последователями Сунны.

Также нет запрета на чтение зикра в одиночку или только сидя – мы можем читать зикр или салават на Пророка (мир ему и благословение) и стоя.

Коран:

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَٰذَا بَاطِلًا سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

Перевод: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне»» (Коран, 3:191)

В Коране сказано:

فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ

رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ ۙ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ

Перевод: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза, и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (Коран 24:36-37).

Эти аяты доказывают, что зикр можно читать и дома, и в мечети. Первый аят не ограничивается только мечетью, как ошибочно утверждают некоторые люди, ведь слова, используемые в Коране «фи буютин», означают дома в целом (в том числе и мечети).

Мы видим, что только суфии следуют этим божественным аятам Корана, в то время, как некоторые ограничивают зикр совершением намаза. Это их неправильное рассуждение, потому что аяты четко разделяют намаз и зикр. В нём говорится: “ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ” «Сам Аллах разделяет зикр и совершение молитвы, сказав «ва», в переводе с арабского — «и» между ними».
Тот, кто поминает Всевышнего Аллаха, жив, а тот, кто не поминает – мертв

Хадис № 1

عَنْ أَبِي مُوسَى رضي الله عنه قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صلي الله عليه وآله وسلم: مَثَلُ الَّذِي يَذْكُرُ رَبَّهُ وَالَّذِي لَا يَذْكُرُ رَبَّهُ مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ

Перевод: «Абу Муса (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: Тот, кто поминает своего Господа и тот, кто не поминает, подобны живому и мертвому».

Ссылки:

► Бухари, Ас-Сахих (5:2353 № 6044)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб, (2:256 № 2303)

► Аскалани, Фатх уль-Бари (11:210 № 6044)

Хадис № 2

عَنْ أَبِي مُوسَى رضي الله عنه عَنِ النَّبِيِّ صلي الله عليه وآله وسلم قَالَ: مَثَلُ الْبَيْتِ الَّذِي يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ وَالْبَيْتِ الَّذِي لَا يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ

Перевод: «Абу Муса (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дом, в котором Аллах (Свят Он и Велик) поминается и дом, в котором Аллах (Свят Он и Велик) не поминается, подобны, живому и мертвому»».

Ссылки:

► Муслим, Ас-Сахих (1:539 № 779)

► Ибн Хиббан, Ас-Сахих (3:135 № 854)

► Абу Яла, аль-Муснад (13:291 № 7306)

► Руяни, аль-Муснад (1:317 № 473)

► Абу Нуайм, аль-Муснад-уль-мустахрадж `аля ас-Сахих Муслим (2:372 № 1771)

► Дайлами, аль-Фирдау Бима тхур аль-хитаб (4:143 № 6442)

► Байхаки, Шуаб-уль-иман (1:401 № 536)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (1:170 № 635)

► Навави, Шарх Сахих Муслим (6:68)

► Мубаракпури, Тухфат-уль-ахвази (2:437)

Аллах (Свят Он и Велик) гордится поминающими Его людьми (закирин) перед ангелами. Читать зикр рекомендуется на собраниях большого количества людей, хотя находятся некоторые, кто считает, что собрание для зикра – это бида’а (Наузубиллях).

Хадис № 3

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنه قَالَ: خَرَجَ مُعَاوِيَةُ عَلَى حَلْقَةٍ فِي الْمَسْجِدِ، فَقَالَ: … إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم خَرَجَ عَلَى حَلْقَةٍ مِنْ أَصْحَابِهِ، فَقَالَ: مَا أَجْلَسَكُمْ؟ قَالُوا: جَلَسْنَا نَذْكُرُ اللَّهَ وَنَحْمَدُهُ عَلَى مَا هَدَانَا لِلْإِسْلَامِ، وَمَنَّ بِهِ عَلَيْنَا. قَالَ: آللَّهِ مَا أَجْلَسَكُمْ إِلَّا ذَاكَ؟ قَالُوا: وَاللَّهِ مَا أَجْلَسَنَا إِلَّا ذَاكَ. قَالَ: أَمَا إِنِّي لَمْ أَسْتَحْلِفْكُمْ تُهْمَةً لَكُمْ، وَلَكِنَّهُ أَتَانِي جِبْرِيلُ، فَأَخْبَرَنِي أَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يُبَاهِي بِكُمُ الْمَلَائِكَةَ

Перевод: «Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Муавия (да будет доволен им Аллах) подошёл к группе людей, находившихся в мечети, и сказал: «…Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к группе своих сподвижников, находившихся в мечети, и сказал: «Почему вы сидите?» Они сказали: «Мы сидим, поминая Аллаха и воздавая нашу благодарность Ему за то, что Он привёл нас к Исламу». Пророк Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Вы клянётесь, что делаете именно это, сидя здесь»? Они сказали: «Клянёмся Аллахом, мы сидим здесь только поэтому «. Святой Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Я заставил вас поклясться не из-за того, что я сомневаюсь, а потому, что ангел Джабраиль (мир ему) пришёл и сказал мне, что Аллах гордится вами перед ангелами».».

Ссылки:

► Муслим, Ас-Сахих (4:2075 № 2701)

► Тирмизи, ас-Сунан (5:460 № 3379)

► Насаи, ас-Сунан (8:249 № 5426)

► Ахмад бин Хамбаль, аль-Муснад (4:92)

► Ибн Хиббан, Ас-Сахих (3:95 № 813)

► Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф (6:59 № 29469)

► Табарани, аль-Муджам-уль-Кабир (19:311 № 701)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:259 № 2317)

Хадис № 4

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو رضي الله عنهما قَالَ: صَلَّيْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم الْمَغْرِبَ، فَرَجَعَ مَنْ رَجَعَ وَعَقَّبَ مَنْ عَقَّبَ، فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم مُسْرِعًا، قَدْ حَفَزَهُ النَّفَسُ وَقَدْ حَسَرَ عَنْ رُكْبَتَيْهِ، فَقَالَ: أَبْشِرُوا هَذَا رَبُّكُمْ قَدْ فَتَحَ بَابًا مِنْ أَبْوَابِ السَّمَاءِ يُبَاهِي بِكُمُ الْمَلَائِكَةَ، يَقُولُ: انْظُرُوا إِلَى عِبَادِي قَدْ قَضَوْا فَرِيضَةً وَهُمْ يَنْتَظِرُونَ أُخْرَى

Перевод: «Абдулла бин Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Мы совершили вечернюю молитву с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), те, кто хотел уйти, ушёл, а тот, кто хотел остаться, остался сидеть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл быстро, и поэтому он тяжело дышал, и его одежда была немного выше его святой лодыжки. Он сказал: «Не унывайте! Это ваш Господь открыл дверь в небеса, и Он гордится вами перед ангелами, говоря: «Посмотрите на моих рабов! После выполнения обязательной молитвы они ждут следующей (молитвы)»».

Ссылки:

► Ибн Маджа, ас-Сунан (1:262 № 801)

► Абу Нуайм, Хилят-уль-авлия ва Табакат-уль-Асфия (6:54)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (1:172 № 646)

► Кинани, Мисбах-уз-зужажаh (1:102 № 303)

► Шавкани, Наул-уль-Автар (2:54)
Ангелы ищут улицы, где читается коллективный зикр

Хадис № 5

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم: إِنَّ لِلَّهِ مَلَائِكَةً يَطُوفُونَ فِي الطُّرُقِ، يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللَّهَ تَنَادَوْا، هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ

Перевод: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:» У Аллаха есть ангелы, которые бродят по дорогам в поиске тех, кто с любовью поминает Аллаха. Когда они находят таких людей, они зовут других ангелов: «Идите сюда, здесь то, что вы ищете …»».

Ссылки:

► Бухари, Ас-Сахих (5:2353 № 6045)

► Ибн Хиббан, Ас-Сахих (3:139 № 857)

► Байхаки, Шуаб-уль-иман (1:399 № 531)

► Ибн Раджаб, Джами-уль-улум Вал-хикам (1:345)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:258 № 2316)

Хадис № 6

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه، عَنِ النَّبِيِّ صلي الله عليه وآله وسلم، قَالَ: إِنَّ لِلَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى مَلَائِكَةً سَيَّارَةً فُضُلًا يَتَتَبَّعُونَ مَجَالِسَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا مَجْلِسًا فِيهِ ذِكْرٌ، قَعَدُوا مَعَهُمْ

Перевод: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Святой Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Несомненно, у Аллаха (Свят Он и Велик) есть ангелы, которые бродят в поисках собраний, на которых читают зикр. (Маджалис аль-Зикр — это доказывает, законность собраний суфиев, читающих зикр). Когда они находят такие собрания, они присоединяются и сидят с ними … «».

Ссылки:

► Муслим, Ас-Сахих (4:2069 № 2689)

► Ахмад бин Хамбал, аль-Муснад (2:25 № 7420)

► Ахмад бин Хамбал, аль-Муснад (2:382 № 8960)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (4:244 № 5523)

Хадис № 7

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلي الله عليه وآله وسلم قَالَ: إِنَّ لِلهِ مَلَائِكَةً سَيَّارَةً وَفُضُلاَءَ يَلْتَمِسُونَ مَجَالِسَ الذِّكْرِ فِي الْأَرْضِ

Перевод: «Абу Хурайра рассказывает (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кроме тех ангелов, которые выполняют простые задания, у Аллаха (Свят Он и Велик) есть ангелы, которые путешествуют по всему миру (с особой целью) и ищут собрания, на которых поминается Аллах (Маджалис аль-зикр — это доказывает, законность собраний суфиев, читающих зикр)».».

Ссылка:

► Хаким, аль-Мустадрак (1:672 № 1821)
Ангелы накрывают своими крыльями те собрания, где поминают Аллаха

Хадис № 8

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَأَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنهما أَنَّهُمَا شَهِدَا عَلَى النَّبِيِّ صلي الله عليه وآله وسلم أَنَّهُ قَالَ: لَا يَقْعُدُ قَوْمٌ يَذْكُرُونَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ إِلَّا حَفَّتْهُمْ الْمَلَائِكَةُ، وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ، وَنَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ، وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ

Перевод: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) и Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что они посетили Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Всякий раз, когда люди сидят и поминают Аллаха (свят Он и Велик), ангелы накрывают их (расстилая крылья над ними), и Божественное милосердие окутывает их, внутренний покой нисходит на них, и Аллах (Свят Он и Велик) говорит о них тем, кто рядом с Ним»».

Ссылки:

► Муслим, Ас-Сахих (4:2074 № 2700)

► Тирмизи, аль-Джами-ус-Сахих (5:459 № 3378)

► Ибн Маджа, как-Сунан (2:1245 № 3791)

► Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф (6:60 № 29475)

► Табарани, аль-Муджам-уль-Аусат (2:137 № 1500)

► Ахмад бин Хамбал, аль-Муснад (3:92 № 11893)

► Таялиси, аль-Муснад (1:296 № 2233)

► Таялиси, аль-Муснад (1:314 № 2386)

► Абу Яла, аль-Муснад (2:444 № 1252)

► Абу Яла, аль-Муснад (11:20 № 6159)

Хадис № 9

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه، عَنِ النَّبِيِّ صلي الله عليه وآله وسلم، قَالَ: إِنَّ لِلَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى مَلَائِكَةً سَيَّارَةً فُضُلًا يَتَتَبَّعُونَ مَجَالِسَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا مَجْلِسًا فِيهِ ذِكْرٌ، قَعَدُوا مَعَهُمْ وَحَفَّ بَعْضُهُمْ بَعْضًا بِأَجْنِحَتِهِمْ، حَتَّى يَمْلَئُوا مَا بَيْنَهُمْ وَبَيْنَ السَّمَاءِ الدُّنْيَا

Перевод: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «У Аллаха (Свят Он и Велик) кроме ангелов, которым поручены простые задание, есть те, которые путешествует по всему миру, ищя собрания, где читают зикр. Когда они находят такие собрания, на котором поминают Аллаха, они сидят с ними, а некоторые ангелы накрывают всех крыльями, кладя одно крыло на другое, пока пространство между землей и последним небом не заполнится …. «»

Ссылки:

► Муслим, Ас-Сахих (4:2069 № 2689)

► Ахмад бин Хамбал, аль-Муснад (2:252 № 7420)

► Ахмад бин Хамбал, аль-Муснад (2:382 № 8960)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:259 № 2316)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (4:244 № 5523)

Хадис № 10

عَنْ أَنَسٍ رضي الله عنه عَنِ النَّبِيِّ صلي الله عليه وآله وسلم قَالَ: إِنَّ لِلهِ سَيَّارَةً مِنَ الْمَلَائِكَةِ يَطْلُبُوْنَ حِلَقَ الذِّكْرِ. فَإِذَا حَفَوا عَلَيْهِمْ وَأَتَوْا بِهِمْ، ثُمَّ بَعَثُوا رَائِدَهُم إِلَى السَّمَاءِ إِلَى رَبِّ الْعِزَّةِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى

Перевод: «Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Некоторые ангелы Аллаха (Свят Он и Велик) по-прежнему блуждают в поисках собраний зикр. Когда ангелы находят этих людей, они накрывают их своими крыльями, а после возносят дуа этих людей до Аллаха …»»

Ссылка:

► Хайсами, Маджма-уз- заваид (10:77)
Аллах (Свят Он и Велик) спрашивает ангелов о тех, кто поминает Его

Хадис № 11

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَوْ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنهما قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم: إِنَّ لِلَّهِ مَلَائِكَةً سَيَّاحِينَ فِي الْأَرْضِ فُضُلًا عَنْ كُتَّابِ النَّاسِ، فَإِذَا وَجَدُوا أَقْوَامًا يَذْكُرُونَ اللَّهَ تَنَادَوْا هَلُمُّوا إِلَى بُغْيَتِكُمْ. فَيَجِيئُونَ فَيَحُفُّونَ بِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا، فَيَقُولُ اللَّهُ: عَلَى أَيِّ شَيْءٍ تَرَكْتُمْ عِبَادِي يَصْنَعُونَ؟ فَيَقُولُونَ: تَرَكْنَاهُمْ يَحْمَدُونَكَ وَيُمَجِّدُونَكَ وَيَذْكُرُونَكَ. قَالَ: فَيَقُولُ: فَهَلْ رَأَوْنِي؟ فَيَقُولُونَ: لَا. قَالَ: فَيَقُولُ: فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْنِي؟ قَالَ: فَيَقُولُونَ: لَوْ رَأَوْكَ لَكَانُوا أَشَدَّ تَحْمِيدًا وَأَشَدَّ تَمْجِيدًا وَأَشَدَّ لَكَ ذِكْرًا. قَالَ: فَيَقُولُ: وَأَيُّ شَيْءٍ يَطْلُبُونَ؟ قَالَ: فَيَقُولُونَ: يَطْلُبُونَ الْجَنَّةَ. قَالَ: فَيَقُولُ: وَهَلْ رَأَوْهَا؟ قَالَ: فَيَقُولُونَ: لَا. قَالَ: فَيَقُولُ: فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْهَا؟ قَالَ: فَيَقُولُونَ: لَوْ رَأَوْهَا لَكَانُوا أَشَدَّ لَهَا طَلَبًا وَأَشَدَّ عَلَيْهَا حِرْصًا. قَالَ: فَيَقُولُ: فَمِنْ أَيِّ شَيْءٍ يَتَعَوَّذُونَ؟ قَالُوا: يَتَعَوَّذُونَ مِنْ النَّارِ. قَالَ: فَيَقُولُ: هَلْ رَأَوْهَا؟ فَيَقُولُونَ: لَا. فَيَقُولُ: فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْهَا؟ فَيَقُولُونَ: لَوْ رَأَوْهَا لَكَانُوا أَشَدَّ مِنْهَا هَرَبًا وَأَشَدَّ مِنْهَا خَوْفًا وَأَشَدَّ مِنْهَا تَعَوُّذًا. قَالَ: فَيَقُولُ: فَإِنِّي أُشْهِدُكُمْ أَنِّي قَدْ غَفَرْتُ لَهُمْ. فَيَقُولُونَ: إِنَّ فِيهِمْ فُلَانًا الْخَطَّاءَ لَمْ يُرِدْهُمْ، إِنَّمَا جَاءَهُمْ لِحَاجَةٍ. فَيَقُولُ: هُمْ الْقَوْمُ لَا يَشْقَى لَهُمْ جَلِيسٌ

Перевод: «Абу Хурайра или Абу Саид Худри (да будет доволен ими Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У Аллаха (Свят Он и Велик), кроме тех, кто записывает деяния, есть и другие ангелы, которые бродят по всей земле. Когда они находят людей, поминающих Аллаха (Свят Он и Велик), они зовут других ангелов, говоря: «Идите сюда, здесь то, что вы ищете.» Таким образом, они приходят и охватывают этих людей до самого первого неба. Тогда Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Ангелы говорят: «Господи, мы покинули их, когда они восхваляли, возвеличивали и поминали Тебя.» Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Они видели Меня?» Они отвечают: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах (Свят Он и Велик) спрашивает: » Что было бы с ними, если они увидели бы Меня?» Ангелы отвечают: «Если бы они увидели Вас, то они бы воздавали Вам хвалу, возвеличивали и поминали Вас, ещё больше.» Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Что они просят? » Ангелы отвечают: «Они просят у Вас рай.» Он говорит: «Они видели его? » Ангелы отвечают: «Нет» Аллах говорит: «Каково было бы их состояние, если они увидели бы его?» Они отвечают: «Если бы они увидели его, то они просили бы сильнее, желая его более искренне. » Аллах говорит: «От чего они просят у Меня защиты? » Ангелы отвечают: «Они просят Вас защитить их от огня.» Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Они видели его?» Ангелы отвечают: «Нет.» Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Каково было бы их состояние, если они увидели бы его?» Они отвечают: «Если бы они увидели его, то в страхе убегали бы и искали у Вас убежища от него сильнее.» Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Тогда свидетельствуйте, что Я простил их.» Ангелы говорят: «Среди них есть большой грешник… он пришёл только для своего личного интереса, и он не участвует в зикре.” Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Это такие люди, что даже их спутники не остались нуждающимися и несчастными”».

► Источник: имам Тирмизи, аль-Жами-`ус-Сахих (5:579№3600)

Хадис № 12

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم قَالَ: يَتَعَاقَبُونَ فِيكُمْ مَلَائِكَةٌ بِاللَّيْلِ، وَمَلَائِكَةٌ بِالنَّهَارِ، وَيَجْتَمِعُونَ فِي صَلَاةِ الْفَجْرِ وَصَلَاةِ الْعَصْرِ، ثُمَّ يَعْرُجُ الَّذِينَ بَاتُوا فِيكُمْ فَيَسْأَلُهُمْ رَبُّهُم وَهُوَ أَعْلَمُ بِهِمْ: كَيْفَ تَرَكْتُمْ عِبَادِي؟ فَيَقُولُونَ: تَرَكْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ وَأَتَيْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ

Перевод: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Ангелы приходят к вам по очереди и ночью, и днём, и все они собираются на фаджр (утренняя) и `аср (послеобеденная) молитвы. Когда те, кто побывал среди вас, поднимается, их Господь спрашивает, хотя Он знает лучше о них: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?» Ангелы отвечают: «Они совершали молитвы, когда мы оставили их, когда мы спустились к ним, они также молились»».

Ссылки:

► имам Бухари, Ас-Сахих (1:203 № 530)

►имам Муслим, Ас-Сахих (1:439 № 632)
Поминание Аллаха лучше, чем сражение на Его пути

Хадис № 13

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم سُئِلَ: أَيُّ الْعِبَادِ أَفْضَلُ دَرَجَةً عِنْدَ اللَّهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ؟ قَالَ: الذَّاكِرُونَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتُ. قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ! وَمِنَ الْغَازِي فِي سَبِيلِ اللَّهِ؟ قَالَ: لَوْ ضَرَبَ بِسَيْفِهِ فِي الْكُفَّارِ وَالْمُشْرِكِينَ حَتَّى يَنْكَسِرَ وَيَخْتَضِبَ دَمًا لَكَانَ الذَّاكِرُونَ اللَّهَ أَفْضَلَ مِنْهُ دَرَجَةً

Перевод: «Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто будет выше перед Аллахом в Судный День?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мужчины и женщины, которые много поминают Аллаха (Свят Он и Велик). Рассказчик говорит: «Я спросил: «O Посланник Аллаха, они превосходят даже тех, кто сражается на пути Аллаха (Свят Он и Велик) Он сказал: «Даже если он орудует мечом среди неверных и многобожников, пока его сабля не поломается испачканная кровью, степень поминающего Аллаха выше, чем его»».

Ссылки:

► имам Тирмизи, аль-Джами-ус-Сахих (5:458 № 3376)

► имам Ахмад бин Хамбал, аль-Муснад (3:75 № 11738)

► Абу Яла, аль-Муснад (2:530 № 1401)

► Ибн Раджаб, Джами-уль-улум Валь-хикам (1:238)

► Ибн Раджаб, Джами-уль-улум Валь-хикам (1:444)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:254 № 2296)

► Ибн Касир, Тафсир-уль-Коран аль-Азим (3:489)

Хадис № 14

عَنْ مُعَاذٍ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلي الله عليه وآله وسلم: مَا عَمِلَ ابْنُ آدَمَ عَمَلاً أَنْجَى لَهُ مِنَ النَّارِ مِنْ ذِكْرِ اللهِ. قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ! وَلاَ الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ؟ قَالَ: وَلاَ الْجِهَادُ فِي سَبِيْلِ اللهِ. تَضْرِبُ بِسَيْفِكَ حَتَّى يَنْقَطِعَ ثُمَّ تَضْرِبُ بِسَيْفِكَ حَتَّى يَنْقَطِعَ ثُمَّ تَضْرِبُ بِهِ حَتَّى يَنْقَطِعَ

Перевод: «Муаз (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Никакие поступки человека не защитят его больше от огня (Ада), чем поминание Аллаха». Он (рассказчик) спросил «О, Посланник Аллаха, даже битва на пути Аллаха?» Он сказал: «Да, даже джихад, и если даже вы будете сражаться так долго, пока ваш меч не сломается, и вы будете продолжать сражение, пока другой меч не сломается, а затем вы будете снова сражаться, пока другой меч не сломается»».

Ссылки:

► Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф (6:57 № 29452)

► Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф (7:169 № 35046)

► Абд бин Хумайд, аль-Муснад (1:73 № 127)

► Ибн Абд-уль-Барр, в Тамхид (6:57)

Хадис № 15

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْن عَمْرٍو رضي الله عنهما قَالَ: ذِكْرُ اللهِ الْغَدَاةَ وَالْعَشِيَّ أَعْظَمُ مِنْ حِطَمِ السُّيُوفِ فِي سَبِيْلِ اللهِ وَإِعْطَاءِ الْمَالِ سَحًّا

Перевод: «Абдуллах бин Амр сказал: «Поминание Аллаха (Свят Он и Велик) утром и вечером превосходит сломанные в сражении мечи и щедрые пожертвования на пути Аллаха (Свят Он и Велик)»».

Ссылки:

► Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф (6:58 № 29456)

► Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф (7:170 № 35047)

► ибн Мубарак, аз-Зухд (1:394 № 1116)

► Ибн Абд-уль-Барр, в Тамхид (6:59)
Поминания Аллаха (Свят Он и Велик) превосходит садака золотом и серебром

Хадис № 16

عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صلي الله عليه وآله وسلم: أَلَا أُنَبِّئُكُمْ بِخَيْرِ أَعْمَالِكُمْ وَأَزْكَاهَا عِنْدَ مَلِيكِكُمْ، وَأَرْفَعِهَا فِي دَرَجَاتِكُمْ، وَخَيْرٌ لَكُمْ مِنْ إِنْفَاقِ الذَّهَبِ وَالْوَرِقِ، وَخَيْرٌ لَكُمْ مِنْ أَنْ تَلْقَوْا عَدُوَّكُمْ فَتَضْرِبُوا أَعْنَاقَهُمْ وَيَضْرِبُوا أَعْنَاقَكُمْ؟ قَالُوا: بَلَى. قَالَ: ذِكْرُ اللَّهِ تَعَالَى. فَقَالَ مُعَاذُ بْنُ جَبَلٍ رضی الله عنه: مَا شَيْءٌ أَنْجَى مِنْ عَذَابِ اللَّهِ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ

Перевод: «Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не сказать ли вам о самом лучшем и чистом из ваших деяний перед вашим Господом, которое является самым ценным, превосходящем ваши садака золотом и серебром и сражение с вашим врагом, перерезая друг другу горло?» Сподвижники подтвердили: «Да, это так!» Он (мир ему и благословение) сказал: «Это поминание Аллаха”. Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет ничего более действенного, что избавит вас от мучений Аллаха (Свят Он и Велик), чем поминание Аллаха (Свят Он и Велик)»».

Ссылки:

► имам Тирмизи, аль-Джами-ус-Сахих (5:459 № 3377)

►имам Ахмад ибн Хамбал, аль-Маснад (5:195 № 21750)

► хафиз Хаким заявил о своей цепи передачи сахих (достоверный) в аль-Мустадраке (1:673 № 1825).

► Байхаки, Шуаб-уль-иман (1:394 № 519)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:253 № 2294)

► Хайтами, Маджма-уз-заваид (10:73)

Хадис № 17

عَنْ مُعَاذِ بن أَنَسٍ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم: الذِّكْرُ يَفْضُلُ عَلَى النَّفَقَةِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ مِائَةَ ضِعْفٍ

Перевод: «Муаз ибн Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: » Поминание Аллаха (Свят Он и Велик) в сотни раз превосходит расходы на пути Аллаха»».

Ссылка:

► Табарани, аль-Муджам-уль-Кабир (20:185 № 404)

Хадис № 18

عَنْ أَبِي مُوْسَى رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلي الله عليه وآله وسلم: لَوْ أَنَّ رَجُلاً فِي حِجْرِهِ دَرَاهِمَ يُقَسِّمُهَا وَآخَرُ يَذْكُرُ اللهَ، كَانَ الذَّاكِرُ لِلَّهِ أَفْضَلَ

Перевод: «Абу-Муса (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если один имеет деньги и раздает их, а другой занят поминанием Аллаха (Свят Он и Велик) то тот, кто поминает Аллаха, превосходит»».

Ссылки:

► Табарани, аль-Муджам-уль-Аусат (6:116 № 5969)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:257 № 2310)

► Ибн Раджаб, Джами-уль-улум Вал-хикам (1:238)

► Хайсами, Маджма-уз-заваид (10:74)

► Манави, Файд-уль-Кадир (5:309)
Поминайте Аллаха (Свят Он и Велик) так долго, пока лицемеры не назовут вас безумцем

Хадис № 19

عَنْ أَبِي سَعِيْدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم قَالَ: أَكْثِرُوا ذِكْرَ اللَّهِ حَتَّى يَقُولُوا مَجْنُونٌ

Перевод: «Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поминайте Аллаха (Свят Он и Велик) так много, чтобы люди начанли говорить: » Он сошёл с ума»».

(невежественные салафиты, критикующие собрания мусульман, читающих громко зикр, должны читать этот хадис)

Ссылки:

► Ахмад ибн Хамбал, аль-Муснад (3:68 № 11671)

► Ахмад ибн Хамбал, аль-Муснад (3:71 № 11692)

► Ибн Хиббан, Ас-Сахих (3:99 № 817)

► Абу Яла, аль-Муснад (2:521 № 1376)

► ибн Абд Хумайд, аль-Муснад (1:289 № 925)

► Хаким, аль-Мустадрак (1:677 № 1839)

► Байхаки, Шуаб-уль-иман (1:397 № 526)

► Дайлами, аль-Фирдавс Бима зур аль-кхитаб (1:72 № 212)

► Ибн Раджаб, Джами-уль-улум Вал-хикам (1:444)

► Мунзири, в Таргиб ва тархиб (2:256 № 2304)

Хадис № 20

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رضي الله عنهما، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم: اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ: إِنَّكُمْ تُرَاءُونَ

Перевод: «Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: » Поминайте Аллаха так, чтобы лицемеры начали говорить: «Он хвастается, это – показуха»».

(невежественные салафиты, критикующие собрания мусульман, читающих громко зикр, должны читать этот хадис).

Ссылки:

► Табарани, аль-Муджам-уль-Кабир (12:169 № 12786)

► Абу Нуайм, Хилят-уль-авлия ва Табакат-уль-Асфия (3:81)

► Ибн Раджаб, Джами-уль-улум Вал-хикам (1:444,448)

► Ибн Касир, Тафсир-уль-Куран аль-Азим (3:496)

► Манави, Файд-уль-Кадир (1:456)
Доказательства повышения голоса при чтении зикра

Некоторые люди из-за неприязни к великим людям тассавуфа (суфиям) утверждают, что нет джавааза (законности) читать зикр громко. Оправданность проведения коллективного зикра была доказана выше, и сейчас мы хотели бы привести доказательства, подтверждающие легитимность повышения голоса при чтении зикра. Опять же, это норма среди суфиев в то время, как только ваххабиты / салафиты отказались от этой Сунны и не следуют ей. Редактор этой статьи (Амир Ибрагим) с печалью говорит, что он не встречал ни одной мечети ваххабитов, где люди собрались бы только для чтения зикра, поминая Аллаха громко. Следовательно, это доказывает, что ваххабиты распространяют бид’а в то время, как суфии охотно следуют Сунне.

Доказательство № 1

عن عقبة بن عامر: أن رسول الله صلى الله عليه وسلّم قال لرجل يقال له ذو البجادين: إنه أوّاه وذلك أنه رجل كان يكثر ذكر الله بالقرآن والدعاء ويرفع صوته

Перевод: «Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о человеке по имени Зуаль-биджадайн: «[иннагьу аввагь] Он является человеком, который много раз говорит «ах». Это потому, что он был человеком, много поминающим Аллаха, и он повышал свой голос, когда он обращался с мольбой. » [«аль-Муснад» имама Ахмада (5/161), «Тафсир» Ибн Касира (4/193) . Имам аль-Хайсами (Рахимухуллах) сказал в «Маджма Уз Заваид» (9/616)], что это – цепочка передатчиков «Хасан»».

Доказательство № 2

أخبرني جَابِرُ بنُ عَبْدِ الله ، أوْ سَمِعْتُ جَابِرَ بنَ عَبْدِ الله ، قال: رَأى نَاسٌ نَاراً في المَقْبَرَةِ فَأتَوْهَا فَإذَا رَسُولُ الله صلى الله عليه وسلّم في الْقَبْرِ وَإذَا هُوَ يَقُولُ: نَاوِلُونِي صَاحِبَكُم، فَإذَا هُوَ الرَّجُلُ الَّذِي كَانَ يَرْفَعُ صَوْتَهُ بالذِّكْرِ

Перевод: «Джабир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Люди увидели огонь (свет) на кладбище, и они пошли туда. Они увидели, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был рядом с могилой и говорил: «Будь моим другом. Это был человек, который повышал голос при упоминании имени Аллаха»». [Передал Джабир ибн Абдулла Абу Давуд хадис № 3164, Мактаба аль Асрийях, Бейрут, Ливан]

Имам Хаким подчеркнул в своём сборнике в главе: «Достоинство повышения голоса при чтении зикра”, и он признал хадис как Сахих по критериям Сахиха Муслима [Мустадрак аля Сахихан (1/522)]

Есть ещё много доказательств, но мы на этом хотели бы подвести итог, приведя прекрасные слова мужаддида 9-го века, имама Джалал уд-Дина Суюти (Рахимухуллах).

Мужаддид валь имам Джалал-уд-Дина Суюти (Рахимухуллах) пишет:

نتيجة الفكر في الجهر بالذكر

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله وكفى. وسلام على عباده الذين اصطفى. سألت أكرمك الله عما اعتاده السادة الصوفية من عقد حلق الذكر والجهر به في المساجد ورفع الصوت بالتهليل وهل ذلك مكروه أو لا.

الجواب –

إنه لا كراهة في شيء من ذلك وقد وردت أحاديث تقتضي استحباب الجهر بالذكر وأحاديث تقتضي استحباب الأسرار به والجمع بينهما أن ذلك يختلف باختلاف الأحوال والأشخاص

Перевод:
«Решения о повышении голоса при поминании Аллаха.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.»

Вопрос:

Вся хвала и благодарность Аллаху, и Он достаточен нам. Мир Его избранным рабам. Вы спросили, может ли Аллах почитать вас, касательно “суфийской практике» создания кругов в мечети с целью чтения зикра, в частности повышением голоса, когда читается «ля иляха илляллах». Эта практика запретна, нежелательна (макрух) или есть третий вариант?

Ответ:

В действительности нет ничего запретного в этом. Многие хадисы Пророка (мир ему и благословение) на самом деле говорят, что громкий зикр (аль Джахр би аль-зикр) является предпочтительным. Есть и те хадисы, которые подтверждают зикр, при чтении которого голос не повышается. Оба эти варианта правильны, и каждый может следовать любому из них, согласно специфике убеждений человека. [Ас-Суюти в Аль-Хави Лиль Фатави, том № 1, стр. № 422]