4 бедствия, причиной которых является гнев

Знание, как лекарство от гнева

Знание о вреде гнева может быть полезным только тогда, когда человек начинает гневаться. Если же человек уже находится в гневе, то напоминания о его вреде не принесут никакой пользы.

Наоборот, это может нанести вред, еще более усилив гнев. Путь к победе над гневом лежит через знание тех бедствий, причиной которых становится гнев, и знание той пользы, которую приносит его подавление.

Бедствия, причиной которых является гнев:
1. Гнев разрушает иман (веру), являющуюся основой всех поклонений.

В риваяте, переданном от Бахза ибн Хакема сообщается, что посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил:

أَلْغَضَبُ يُفْسِدُ الْاِيمَانَ كَمَا يُفْسِدُ الصَّبَرُ الْعَسَلَ

«Гнев портит веру также, как терпение портит мёд» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 4315; Байхаки, Шуабуль-Иман, № 8294; Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, №5863).

Здесь подразумевается необоснованный гнев, а также чрезмерный гнев (таваххур) в тех случаях, когда он необходим.
В большинстве случаев под гневом подразумевается именно таваххур крайняя форма гнева, переходящая в бешенство. Тогда как нормальное проявление гнева временами необходимо, например, для защиты религии или своей страны.

Например, сообщается, что и посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) временами испытывал гнев, связанный с объективными причинами.
Что же касается разрушения гневом веры, то здесь подразумевается то, что в состоянии гнева человеку сложно контролировать себя, и поэтому он может сказать или сделать что-то, что будет рассматриваться как проявление неверия.

2. Вероятность навлечь на себя гнев Аллаха Всемогущего и Великого.

Вне всякого сомнения, Аллах обладает несравнимо большим могуществом над тобой, чем ты в тот момент, когда питаешь гнев к какому-то человеку. И если ты выплеснешь свой гнев на того человека, то ты не сможешь быть уверенным в том, что в Судный день Аллах Всевышний не обрушит свой гнев на тебя.

3. Возникновение вражды между людьми.

Человек, находящийся в состоянии гнева, обязательно будет возражать тебе, постарается нанести вред твоим интересам и будет радоваться постигшим тебя несчастьям. А ты в свою очередь занимаясь всем этим, не сможешь найти времени, чтобы заняться получением знания и поклонением.

4. Искажение внешнего облика. 

Лицо человека находящегося в состоянии гнева, становится страшным и отталкивающим. Он становится похожим на бешеного пса или дикого хищника.

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»