Благодать утреннего времени
Утро является достойным и ценным временем, и мусульманину не следует лениться в этот период, напротив, ему следует проводить его в поминании Всевышнего Аллаха и подчинении Ему или заниматься делами, которые возвысят его степень перед Всевышним, так как это благословенное время. Если утром он был бодрым, то и остаток дня проведёт бодрым, но если был ленивым, то и остаток дня проведёт, ленясь.
Со слов Сахра ибн Вада‘а аль-Гамиди (радыяллаху ‘анху) сообщается, что Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
للهم بارك لأمتي في بُكُورها
«О Аллах, благослови для моей общины раннее утро!»(Абу Дауд)
В этом хадисе сообщается, что Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) обратился к Всевышнему Аллаху с мольбой о ниспослании благодати членам его общины по утрам и в начале дня, чтобы этого времени было достаточно для их дел, а сами дела были максимально полезными и продуктивными. Эта благодать распространяется на любые дела, которые люди совершают в это время, будь то работа или учёба. Начало этого промежутка – время утреннего намаза, и длится оно до восхода солнца.
Имам Ибн Батталь аль-Малики (радыяллаху ‘анху) комментирует этот хадис следующим образом:
لا يدل أن غير البكور لا بركة فيه؛ لأن كل ما فعل النبى (صلى الله عليه وسلم) – ففيه البركة ولأمته فيه أكبر الأسوة. وإنما خص (صلى الله عليه وسلم) البكور بالدعاء بالبركة فيه من بين سائر الأوقات والله أعلم – لأنه وقت يقصده الناس بابتداء أعمالهم وهو وقت نشاط وقيام من دعة، فخصه بالدعاء؛ لينال بركة دعوته جميع أمته
«Этот хадис не указывает на то, что в другое время суток нет благодати, потому что всё, что совершал Пророк (салаллаху алейхи ва саллям), содержит благодать, и для его общины (уммы) в этом заключается великий пример. Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) выделил утреннее время мольбой о благодати среди прочих временны́х промежутков (а Аллах знает лучше), потому что в это время люди отправляются на работу, это период активности и пробуждения от отдыха. Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) выделил это время мольбой, чтобы вся его община (умма) получила благодать от его мольбы». («Шарх Сахих аль-Бухари», 5/124)
Мусульманин начинает свой день с совершения утреннего намаза, и тот, кто начал свой день таким образом, находится под защитой и покровительством Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
مَنْ صَلَّى صَلاةَ الصُّبْحِ فَهُوَ فِي ذِمَّةِ اللَّهِ
«Тот, кто совершил утренний намаз, находится под покровительством (защитой) Аллаха».(Муслим)
Старайтесь совершать утренний намаз коллективно, в мечети. Наши праведные предшественники, зная о важности утреннего намаза в мечети, старались ни в коем случае не упускать его.
От Усмана ибн Аффана (радыяллаху ‘анху) передаются следующие слова: «Я слышал, как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
مَنْ صَلَّى العِشَاءَ فِي جَمَاعَةٍ، فَكَأنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ، وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ في جَمَاعَةٍ، فَكَأنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ
“Тот, кто совершил ночной намаз коллективно, будто совершал намаз половину ночи, а тот, кто совершил утренний намаз коллективно, будто молился всю ночь”». (Муслим)
Пока не наступил день со всеми его заботами, которые отвлекают ваше внимание, воспользуйтесь этими ранними часами для чтения и размышления над Кораном, уделите это время заучиванию Корана, ибо это время как нельзя лучше подходит для этого.
Всевышний Аллах сказал:
أَقِمِ الصَّلَاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا
«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)». (Сура Аль-Исра, аят 78)
Утро – лучшее время для заучивания Корана, в это время голова ничем не забита, а это облегчает заучивание.
Имам Ибн Джамаа аш-Шафии (радыяллаху ‘анху) пишет:
أجود الأوقات للحفظ: الأسحار وللبحث: الأبكار وللكتابة: النهار وللمطالعة والمذاكرة: الليل
«Лучшим временем для заучивания является рассвет, для изучения — утро, для письма — день, а для ознакомления и повторения — ночь». («Тазкират ус-Сами’», стр. 72)
Старайтесь не спать после совершения утреннего намаза – утренний сон лишает человека удела (ризкъа), ибо это то время, когда между рабами Всевышнего Аллаха распределяется удел.
Имам ас-Саффарини аль-Ханбали (радыяллаху ‘анху) пишет:
ويكره نومك أيها المكلف بعد صلاة الفجر لأنها ساعة تقسم فيها الأرزاق فلا ينبغي النوم فيها , فإن ابن عباس رضي الله عنهما رأى ابنا له نائما نومة الصبحة فقال له: قم أتنام في الساعة التي تقسم فيها الأرزاق.
«Нежелательно спать после утреннего намаза, так как в это время распределяется удел. Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) однажды увидел, как его сын спит, и сказал ему: “Вставай (просыпайся), ты спишь в то время, когда распределяется удел (средства к существованию)”». («Гиза аль-Альбаб», 2/355)
Сообщается, что Урва ибн аз-Зубайр сказал:
كان الزبير ينهى بنيه عن التصبح ، قال عروة : إني لأسمع أن الرجل يتصبح فأزهد فيه
«Аз-Зубайр запрещал своим детям спать после утреннего намаза».
А ‘Урва сказал: «Когда я слышу, что человек спит утром, я отстраняюсь от него». (Ибн Аби Шейба Мусаннаф)
Поэтому старайтесь не спать после утреннего намаза, уделите это время изучению религии, чтению Корана, чтению утренних азкаров.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». (Сура Ар-Ра’д, аят 43)
Пусть Всевышний Аллах приведёт в порядок наши дела и направит нас на прямой путь.