Что значит – воспитать ребёнка ещё до рождения?
Лучшее, что могут дать родители своим детям – это хорошее воспитание. Ребёнок – это аманат от Всевышнего Аллаха, данный его матери и отцу на хранение. Поэтому они должны хранить ребёнка, как самый лучший подарок, и вырастить из него достойного человека.
От Джабира бин Сумрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لأن يُؤدَّب أحدكم ولده خيرُ له من أن يتصدق كل يوم بنصف صاع على المساكين
«Если кто-либо из вас будет воспитывать своего ребёнка как положено (в соответствии с Шари’атом), то ему за это будет больше блага, чем если он будет каждый день давать милостыню беднякам в размере половины са’ а». (Тирмизи, Хаким)
Воспитание и развитие ребёнка должно начинаться намного раньше его рождения. Прежде всего отцу следует выбрать хорошую мать для своих детей. Точно так же и мать выбирает достойного отца своему ребёнку.
Посланник Аллаха ﷺ, говоря о принципах выбора жены, уточнил в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا، وَلِحَسَبِهَا، وَلِجَمَالِهَا، وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ
«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирайте жену по её религиозности». (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ перечисляет все эти качества, но не говорит о желательности обращать внимание на богатство, знатность и красоту девушки. Мать с такими качествами не способна дать ребенку хорошее воспитание, если у нее нет того качества, который Пророк ﷺ назвал последним – религиозности.
К сожалению, мужчины при выборе будущей супруги, обращают внимание на эти качества. Однако религиозность потенциальной невесты у них стоит на последнем месте. А истинному мусульманину следует искать невесту именно религиозную, ибо в этом хадисе идёт речь о побуждении искать религиозную девушку.
Аналогичные указания Пророк (мир ему благословение Аллаха) даёт и женщинам, вернее, её родителям или опекунам при выборе будущего мужа.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ
«Когда к вам придут свататься люди, религиозностью и нравом которых вы довольны, то выдавайте за них замуж (своих подопечных). Если же вы не поступите так, то на земле появится искушение и получит широкое распространение безнравственность». (Ибн Маджа», 1957)
Пророк ﷺ настоятельно рекомендует выдавать дочерей замуж за религиозных молодых людей с хорошим нравом.
Тем не менее, эти указания Пророка ﷺ на сегодняшний день часто не исполняются, что и приводит к ухудшению взаимоотношений между супругами. Эта атмосфера, конечно же, отражается и на детях. Следовательно, такая семья не способна достойно воспитать ребёнка, даже если один из родителей обладает лучшими качествами.
Далее, после того, как родителя для будущего ребёнка выбрали, отношения между мужчиной и женщиной должны быть законными. То есть должен быть заключён акт никяха, согласно шариату. Если между родителями не будет законных отношений, ребёнок, как известно, считается незаконнорождённым. В свою очередь, этот факт крайне отрицательно скажется на воспитании ребёнка.
Также будущие родители должны очень внимательно относиться к тому, чтобы всё, что они зарабатывают, было дозволенным (халяль). Особое внимание следует уделить еде, которую употребляет будущая мать.
От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ لَحْمٌ نَبَتَ مِنْ سُحْتٍ ، النَّارُ أَوْلَى بِهِ
«Не войдёт в Рай плоть, выросшая на хараме (запретном); плоть, выросшая на потреблении харама, достойна лишь огня Ада». (Имам Ахмад)
В этом хадисе подразумевается, что плоть человека, которая выросла на его теле за счёт питания запретной пищей, больше заслуживает того, чтобы попасть в адское пламя.
Харам (запретное) в еде выражается в трёх вещах:
1. потребление того, что запретил Аллах: мертвечины, свинины, спиртного и тому подобного;
2. употребление дозволенного, но приобретённого на запретные средства, которые были заработаны недозволенным путём – при помощи воровства, обмана, взятки и тому подобного;
3. зарабатывание на жизнь запретными способами, с заключением запрещённых Исламом торговых сделок, использованием ростовщичества (риба) и тому подобного.
Причина столь чуткого внимания к вопросу употребления только дозволенной еды заключается в том, что пища оказывает явное влияние на поведение человека и образ его действий. Более того, последствия употребляемой человеком пищи могут сказываться на его детях, поэтому Всевышний Аллах в Коране неоднократно повторяет веление принимать в пищу только дозволенную (халяль) еду.
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ
(смысл): О вы, которые уверовали! Питайтесь только дозволенными благами, которыми Мы вас наделили». (сура «Аль-Бакара»:172)
После рождения ребёнка обязанностью родителей является дать ему хорошее воспитание, основанное на принципах богобоязненности, и начинать это следует с имянаречения, дав ему красивое имя, имеющее хорошее значение.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
حق الولد على الوالد أن يحسن اسمه ويعلمه الكتابة، ويزوجه إذا بلغ
«Отец обязан наречь ребёнка хорошим именем, дать хорошее образование и женить (выдать замуж), когда он станет совершеннолетним». (Куртуби)
Дальнейшее воспитание ребёнка должно идти в том же русле. Мать должна начинать кормление своего ребёнка с упоминания Всевышнего Аллаха. По возможности следует делать это в состоянии омовения. В первую очередь ребёнка следует обучить слову «Аллах» и словам шахады.
Любящие родители заботятся о мирской жизни своего ребёнка, в то время как им следует задуматься о вечной жизни их чада. Для этого необходимо дать ребёнку основы религиозного воспитания: научить его читать Коран, совершать омовение и намаз, а также всем другим религиозным обязанностям, став примером для ребенка.
На становление характера и личности ребенка большое влияние оказывает образ жизни родителей. Ведь поведение родителей, а также всех других членов семьи является примером для детей. Дети всегда будут стараться подражать всем действиям родителей. Поэтому они прежде всего сами должны стать такими, какими хотят видеть своих детей.