Единственный сподвижник, чьё имя упомянуто в Коране

Всевышний Аллах упоминает в Священном Коране многих пророков (мир им) и праведников по именам. Также о многих сподвижниках (да будет доволен ими всеми Аллах) были ниспосланы аяты Корана, но их имена не были упомянуты в Книге Всевышнего.

Единственным из сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) , кого Всевышний упомянул в Коране по имени, является Зайд ибн Хариса (радыяллаху ‘анху); его называли любимцем Посланника Аллаха ﷺ. (Аз Захаби, «Сияр а‘лям ан-нубаля»)

Приёмный сын Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  Зайд ибн Хариса происходил из древнего племени Кальб. Он родился за 35 лет до начала пророческой миссии Мух’аммада (салляллаху алейхи ва саллям) . Зайд, который был младше Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  на пять лет, был Его вольноотпущенником и приёмным сыном.

Как Зайд стал невольником

Великий сподвижник Зайд ибн Хариса ибн Шурахбиль ибн Ка‘б ибн ‘Абд аль-‘Узза попал в плен во времена джахилии. Однажды мать Зайда вышла вместе с ним в путь с целью посетить своих соплеменников из Бану Ма‘ан.

По пути на них напали всадники из племени Бану Аль-Кайн Джиср. Они захватили Зайда и привезли на невольничий рынок Оказа. Там его купил Аль-Хаким ибн Хузам для своей тёти Хадиджи бинт Хувайлид (радыяллаху ‘анха).

В дальнейшем Хадиджа подарила его Мух’аммаду (салляллаху алейхи ва саллям) , случилось это до его пророческой миссии. Потом люди из племени Кальб, прибывшие в Мекку на паломничество, увидели Зайда и узнали его. По возвращении домой эти люди рассказали отцу Зайда о том, где и с кем находится его сын.

Узнав о местонахождении сына, Хариса ибн Шурахбиль вместе со своим братом Ка‘бом отправился в Мекку, чтобы выкупить Зайда. Сразу по прибытии в Мекку они пришли к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)  и сказали: «О сын ‘Абдульмутталиба, о сын Хашима, о господин своего племени, мы пришли к тебе по поводу нашего сына, который находится у тебя. Будь милосерден к нам, будь добр и отпусти его за выкуп».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  спросил: «Кто он?» Они ответили: «Зайд ибн Хариса». Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Как было бы хорошо, если бы вы искали кого-то другого». Они спросили: «Почему так?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Позовите его и дайте ему право выбора. Если он выберет вас, он пойдёт с вами, а если он выберет меня, клянусь Аллахом, я не тот, кто предпочтёт другого тому, кто выбрал меня».

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  позвал Зайда и спросил у него: «Ты знаешь этих людей?» Зайд ответил: «Да, это мой отец, а это мой дядя». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Ты меня узнал, увидел моё отношение к тебе. Так выбери – я или они». Зайд сказал: «Я не желаю их. Я не тот, кто выберет кого-то, кроме тебя. Ты мне вместо отца и дяди».

Отец и дядя Зайда сказали: «Горе тебе! Неужели ты выбираешь рабство и отказываешься от свободы, семьи и родных?» Он ответил: «Да. Я увидел в этом человеке то, что не позволяет мне выбрать никого другого, кроме него».

Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  увидел всё это, он вывел Зайда в Хиджр (определённое место в Мечети Аль-Харам северо-западнее Каабы) и сказал: «О присутствующие, свидетельствуйте, что Зайд мой сын, он наследует от меня, и я наследую от него». Увидев это, отец и дядя Зайда ушли довольными. (Ибн ‘Асакир, «Тарих Димашк»)

Итак, по арабскому обычаю того времени Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  усыновил Зайда и дал ему имя Зайд ибн Мух’аммад (Зайд сын Мух’аммада). А после того как Всевышний Аллах запретил усыновлять и называть приёмных сыновей своими сыновьями, Зайда начали называть по имени его отца – Зайдом ибн Хариса.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

مَا كُنَّا نَدْعُو زَيْدَ بْنَ حَارِثَةَ إِلَّا زَيْدَ بْنَ مُحَمَّدٍ حَتَّى نَزَلَ فِي الْقُرْآنِ: ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِنْدَ اللهِ

«Мы звали Зайда ибн Хариса только Зайдом Ибн Мух’аммадом до тех пор, пока в Коране не был ниспослан аят: «Зовите их (тех, кого вы сделали своими приёмными сыновьями) по их настоящим отцам. Это справедливее перед Аллахом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 5)». (Бухари, 4782; Муслим, 2425; Тирмизи, 3209)

Зайд принимает Ислам

Когда Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)  было ниспослано первое откровение, Зайду было 34 года. И он первым из числа вольноотпущенников принял Ислам. В некоторых преданиях сообщается даже, что он был первым из мужчин, кто принял Ислам, но это объясняют тем, что он был первым вольноотпущенником, принявшим Ислам.

Зайд так любил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) , что старался везде быть рядом с ним. Единственным спутником Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  в путешествии в Таиф был именно Зайд. Когда жители Таифа отказались принять Ислам и натравили безумцев и детей на них и те начали бросать в Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  камни, Зайд своим телом закрывал его, чтобы камни не попали в него.

История Зайда в Коране

Зайд ибн Хариса был одним из сподвижников, о которых были ниспосланы аяты Корана. Однако лишь один Зайд упоминается в Коране по имени. Поэтому он считается единственным сподвижником, чьё имя названо в Коране.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَاتَّقِ اللَّهَ وَتُخْفِي فِي نَفْسِكَ مَا اللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى النَّاسَ وَاللَّهُ أَحَقُّ أَنْ تَخْشَاهُ ۖ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكَهَا لِكَيْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ حَرَجٌ فِي أَزْوَاجِ أَدْعِيَائِهِمْ إِذَا قَضَوْا مِنْهُنَّ وَطَرًا ۚ وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا

«И вот ты, о Посланник, говоришь тому, кого Аллах облагодетельствовал верой и кого ты сам облагодетельствовал, освободив из рабства и затем усыновив, [сподвижнику по имени Зайд бин Хариса]: «Удержи при себе свою жену (не разводись с Зайнаб бинт Джахш) и остерегайся Аллаха!» И ты, о Мухаммад, скрывал в своей душе то, на что Аллах прольёт свет: желание жениться на ней, если Зайд разведётся с ней.

И ты боялся, что люди скажут, что Мухаммад женился на бывшей жене своего сына, но Аллаха следует бояться больше, а также следует объявить о ниспосланном откровении, согласно которому ты женишься на ней после того, как Зайд разведётся с ней.

После того же, как Зайд удовлетворил своё желание по отношению к ней и затем развёлся, Мы женили тебя, о Мух’аммад, на ней, чтобы для верующих не было затруднений в отношении жён их приёмных сыновей, когда они удовлетворят свои желания в отношении своих жён. И веление Аллаха обязательно исполняется». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 37)

Именно в этом аяте упоминается имя Зайда ибн Хариса, и кроме него, больше никто из сподвижников не упоминается в Коране.

Этой женитьбой Пророка Мух’аммада (салляллаху алейхи ва саллям)  Всевышний Аллах отменил доисламский обычай, когда разведённая жена приёмного сына была запретна для брака с приёмным отцом.

Основной же причиной ниспослания этого аята было разъяснение того, что приёмные сыновья не являются действительными сыновьями и по отношению к ним не действуют правила, которые применяются к сыновьям, и жениться на их бывших жёнах дозволяется.

Смерть Зайда ибн Хариса

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  отправил трёхтысячное войско против византийцев в Балку, где незадолго до этого византийцы убили мусульманского посла. Командование войском он поручил Зайду ибн Харисе. Вручив ему знамя, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал воинам:

زيدٌ بن حارثةَ أمير الناس، فإن قُتِل زيدٌ فجعفرُ بن أبي طالب، فإن قُتِل جعفرُ فعبد الله بن رَوَاحة

«Зайд ибн Хариса командир мусульман. Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха». (Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-нихая»)

Все трое пали мучениками в этой битве. Так Зайд ибн Хариса погиб в возрасте 55 лет.

Источник