Этикет похода в гости по исламу

Человек, которого пригласили в гости, обязан придерживаться определенных адабов (правил поведения). Перечислим основные из них:

1. Сунной является ответ на приглашение в гости. Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) отвечал на приглашения тех, кто его приглашал в гости, в том числе на приглашения бедных, будь то на территории города или за городом. Он говорил, что ответ на приглашение – это акт проявления послушания Аллаху и Его Посланнику. Особенно он отвечал на приглашение на свадьбу, акыку и на другие события, которые мусульманину не следует оставлять без внимания. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если бы меня пригласили на бульон, то я ответил бы». Это означает, что необходимо отвечать на все приглашения, даже от очень бедных людей, которые не могут вас хорошо угостить – ведь в гости отправляются не для того, чтобы сытно поесть, а чтобы порадовать хозяев.

2. Не следует приходить раньше или позже назначенного времени. Прежде чем войти, гостю следует попросить разрешения — позвонить, постучать в дверь максимум трижды. В Коране говорится:

«Входите в дома через их ворота» (Коран, 2:189).

В хадисах сказано:

«Мы обязаны попросить разрешения на посещение, чтобы не увидеть недозволенное» (Муслим).

«Проси разрешения трижды: если тебе разрешат, то войди, если нет – возвращайся» (Муслим).

3. Сесть гостю необходимо там, где посадит его хозяин. Может случиться так, что если гость сядет самовольно, то займет чье-то место или огорчит хозяина, поэтому следует садиться туда, куда указал хозяин, или вместе с джамаатом, если приглашенных много. Когда гость войдет, ему не следует садиться меж двух уже присутствующих гостей, разделяя их, перебивать их речь, вмешиваться в разговор, но если он увидел что-либо запретное, то следует покинуть это место, чтобы не быть соучастником этого.

4. За стол следует садиться степенно и сохранять эту степенность до самого конца трапезы. Сообщается, что Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) ел, сидя на коленях, или подогнув одну ногу под себя, говоря при этом:

«Во время еды я не облокачиваюсь спиной! Я всего лишь раб Аллаха. Я ем так, как ест раб» (Бухари).

5. Гость не должен делать того, что может не понравиться хозяевам дома или другим гостям, уважать обычаи дома и избегать слов и поступков, которые могут вызвать у присутствующих неприязнь, гнев и отвращение. Нельзя использовать обидные, оскорбительные слова, даже если хозяин дома или другие присутствующие придерживаются других религиозных или политических взглядов, с которыми вы не согласны. В хадисе сказано:

«Верующий не стесняет своего брата по вере. Я не знаю, поступок кого из этих двух более удивителен – гостя, который, войдя в дом хозяина, доставляет ему излишние хлопоты, или хозяина, который, принимая гостей, изнуряет себя ненужной и лишней суетой».

6. Гость должен довольствоваться тем угощением, которое ему предлагают, и не просить того, что ему хочется. Если хозяин дома спрашивает, что приготовить, перечисляя при этом несколько блюд, следует назвать самое малозатратное и легкое в приготовлении. Нельзя выискивать недостатки в принесенном угощении. Даже если в блюде имеется какой-то недостаток, о нем следует вежливо умолчать. Гостю рекомендуется кушать так, чтобы хозяин чувствовал, что он радуется и ему приятна эта пища.

7. Не следует ходить в гости постящимся, и если это желательный пост, то его можно прервать. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) с некоторыми сподвижниками пришел в гости к другому сподвижнику. И когда преподнесли еду, один из сподвижников отказался есть. У него спросили о причине, и он ответил, что соблюдает пост. И тогда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Твой брат старался для тебя, а ты говоришь, что постишься?» Поэтому учёные говорят, что человеку желательно удовлетворить желание брата, который пригласил его к себе, и нарушить желательный пост. Тем не менее, если вы уверены, что хозяин дома не расстроится вашему соблюдению поста, то пост можно продолжить.

8. Даже если гостя не угостили так, как ему хотелось, уходя, он должен выразить благодарность и удовлетворенность. Сообщается, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил своим сподвижникам:

«Делайте дуа с просьбой о баракяте для хозяина дома» (Байхаки).

Сам Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) читал такое дуа:

«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы. О Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй».

Любое дуа может прочитать гость для хозяина – всё это является сунной Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).

9. Этикой гостя является не обременять хозяина. Всевышний Аллах в Коране сказал:

«…Когда поедите, то расходитесь…» (Коран, 33:53).

Гостю после трапезы не стоит долго оставаться в доме хозяина, чтобы не обременять его. В хадисе сказано:

«Гостеприимство – три дня на протяжении и дня, и ночи. Не разрешается мужчине мусульманину жить у своего брата, пока не доведет его до греха». Они спросили: «Посланник Аллаха, как он может довести его до греха?» Он ответил: «Он будет проживать у него, а у него не будет ничего, чем угощать его».

10. Нельзя уходить из гостей без разрешения хозяина, или не поставив его в известность. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) считал такой уход недопустимым.