Главное качество жениха и невесты

«Женятся на женщине [девушке, как и выходят замуж за юношей, мужчин], выбирая по четырем [характеристикам]: (1) материальный достаток, (2) знатность происхождения [воспитанность], (3) красота и (4) религиозность (вера). [Но] особое внимание обрати [о юноша или девушка] на религиозность (наличие веры) [у своей избранницы, избранника]! [Если проигнорируешь четвертую характеристику, соблазнившись на одну из первых трех] руки твои покроются пылью (землею) [ты в итоге столкнешься с бедностью, нищетой; будет много проблем, рано или поздно они возникнут]» [1].

Все четыре характеристики мусульманин (мусульманка) могут принимать во внимание, но четвертая является главенствующей, во благо земное и вечное, является гарантом внутрисемейной гармонии, долговременности отношений и сохранения чувства взаимной любви и опеки на протяжении всей жизни [2].

Примечательно, что имам аль-Бухари поставил данный хадис в теме соответствия супругов друг другу [3].

Упоминаемая в хадисе религиозность (наличие веры) часто в современных реалиях понимается очень ограниченно – внешние атрибуты и сухое, строгое следование религиозной практике, идущие рука об руку с отстраненностью, внутренней пустотою, инертностью и безответственностью. Об этом можно много говорить, приведу лишь несколько строк из стихотворений имама аш-Шафи‘и:

Падение (разложение) нравов от двоих: ученого, не стесняющегося публично вести себя аморально (безнравственно); а еще хуже – от невежды, ведущего аскетический образ жизни (отшельника).

Оба они – великая смута для тех, кто следует им в религиозности [эти двое могут сбить с толку огромное число людей; особо не задумывающейся инертной массе эти две категории очень интересны – для оправдания грехов, для обоснования крайностей и нелепых поступков] [4].

Если [религиозные] знания юноши [девушки] не приумножают в сердце следование верному пути, если жизнь не становится более правильной (честной; без крайностей), а нравственность его [ее] более благородной,

Тогда обрадуй его [ее] тем, что Аллах (Бог, Господь) сделал властвующим над ним [над нею] месть (злобу, ненависть, недовольство), посредством которых он [она] станет грешить так же, как и поклоняющийся идолу [5].

Будь факыхом [6] и суфием [7] [одновременно]! Не будь [только] одним из них!

Клянусь Богом, я настоятельно советую тебе!

Первый — черств (жесток), если сердце его не вкусило набожности,

А тот — полный невежда. Как может он быть правильным [в своих советах и наставлениях]?! [8]


Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1639, хадис № 5090; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 11. С. 163, хадис № 5090 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 285, хадис № 5/365 и пояснение к нему.

[2] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6494, 6495.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1638.

[4] См.: Диван аш-шафи‘и [Сборник стихов аш-Шафи‘и]. Бейрут: ас-Садир, 1996. С. 52.

[5] См.: Диван аш-шафи‘и [Сборник стихов аш-Шафи‘и]. Бейрут: ас-Садир, 1996. С. 64.

[6] Факых — знаток мусульманского права, богословия. То есть будь тем, кто знает, что есть правильно, а что неправильно; что разрешено, а что запретно.

[7] Суфий — мусульманин, который придерживается практических канонов веры, но делает это не механически, а с одухотворением и проницательностью. Суфии занимаются совершенствованием души через предписания Творца и правила, заложенные Им в природе. В сегодняшних реалиях информационного просвещения россиян через СМИ суфизм в сознании простого обывателя часто ассоциируется с отшельничеством, с индуистскими и буддистскими формами отчуждения себя от мирского, с медитацией. Это представление ошибочно, оно не соответствует исторической и теоретической действительности.

[8] См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Каир: аль-Иман, [б. г.]. С. 31.

Источник