Гостеприимство в исламе: радость принимать гостей
«Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть говорит только благо, либо молчит! Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть не причиняет боли и обид своему соседу! Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть оказывает почет своему гостю» (Пророк Мухаммад ﷺ )
Истинное гостеприимство не следует путать с тем, что принято под этим подразумевать в большинстве немусульманских стран.
Для большинства немусульман чаще всего самое главное – развлечь гостей, предложив им те или иные мирские утехи, но это не имеет ничего общего с гостеприимством во имя Господа.
Ислам относит гостеприимство к наилучшим достоинствам человека, и это качество имеет немалую ценность. Приветливое отношение к ближним и гостям повышает сплоченность людей и способно объединить все общество. Бог завещал мусульманам привечать ближних и гостей; и важность гостеприимства подчеркивается тем, что за него обещана великая награда. Гостеприимство в исламе – многогранное понятие, и касается не только радушного приема гостей у себя дома.
Гостеприимство дома
Гость, приходящий в дом мусульманина, должен быть встречен с радушием и уважением, независимо от того, является ли гость родственником, чужим человеком, мусульманином или немусульманином.
Мусульманин должен постараться вдоволь накормить и напоить гостя.
Пророк Авраам (мир ему) был известен тем, как он привечал гостей. Он ел только, если гость соглашался поесть вместе с ним и часто приглашал гостей на ужин. Когда к нему в гости пришли три ангела Господних, он не узнал в них посланцев с Небес и, приняв за обычных путников, немедленно велел подать им жареную телятину.
Пророк Мухаммад, ﷺ, всегда был щедр с гостями и рекомендовал своим сподвижникам поступать точно так же. В связи с гостеприимством Абу Талхи и его суруги Умм Сулайм даже был явлен аят Корана. Абу Талха принял у себя в доме и накормил голодного странника, хотя у него самого было мало еды. Он велел своей жене принести все съестные припасы, которые найдутся в доме, и предложить гостю. Гость ел досыта, а богобоязненная чета, пользуясь полумраком, так как трапезу освещала лишь свеча, делала вид, что тоже ест. На следующий день Пророк Мухаммад ﷺ поведал им, что Аллах явил ему аят:
«…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:9)
Кроме еды и питья мусульманин должен предложить гостю радушный прием и занять беседой. Однако если гость начнет говорить недозволенные вещи или делать что-то недозволенное, мусульманин имеет полное право попросить его прекратить. Ибо гостеприимство не должно быть в ущерб нашим религиозным заповедям.
Помощь в нужде
В исламе гостеприимство простирается и за стены дома. Быть гостеприимным и радушным также значит быть вежливым и уважать других. Радушие и забота должны распространяться и на всю общину, то есть мусульманин должен стараться помогать другим в случае нужды. Например, мусульманин может внести свою лепту, помогая ближним в случае стихийного бедствия: это может быть раздача горячих обедов жителям пострадавших районов, щедрые пожертвования или оказание любой помощи тем, кому выпали серьезные лишения. Пророк Мухаммад сказал:
«Не является верующим тот, кто насыщается в то время, когда его сосед остается голодным»(аль-Хаким)
Оказывая помощь ближнему в нужде, мусульмане также имеют возможность показать себя в позитивном свете, так как общину часто изображают только с негативной стороны. Если стряслась беда, мусульманин должен первым прийти на помощь и быть живым примером того, что значит гостеприимство в исламе.
Радушие к ближнему
Есть старинная арабская поговорка: «Сначала выбирай соседа, а потом — дом». Это значит, что количество комнат в доме не так важно, как важен сосед, рядом с которым вы будете жить. Ислам придает большое значение доброжелательным и радушным отношениям между соседями. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Джабарил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников» (аль-Бухари, Муслим).
Например, проявить радушие к соседу можно, угостив его чем-то или подарив подарок. Причем, в ответ на радушие и щедрость мусульманин не должен ждать чего-то взамен. Считать своего соседа обязанным за оказанную ему услугу, тем более напоминать ему об этом – низко, недостойно и неприемлемо в исламе.
Еще один способ проявить добросердечность к ближнему – это жить с ним в мире. К сожалению, часто бывает так, что соседи становятся врагами, начав враждовать из-за таких вещей как граница участков или по другому поводу. Мусульманин должен изо всех сил стараться примириться с соседом, даже если для этого ему придется поступиться собственными интересами. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Никто из вас не должен мешать своему соседу укрепить балку в стене своего дома» (аль-Бухари, Муслим)
Но, стоит заметить, что иногда соседи могут по каким-то причинам все равно сторониться мусульманина. В этом случае мусульманину не следует настаивать или обижаться, и он все равно должен остаться доброжелательным к соседу и стараться не причинить своему соседу зла ни словом, ни делом.
Что касается гостеприимства и добросердечия к ближнему – у мусульманина всегда масса возможностей проявить их. Однако, важно помнить, что мы имеем возможность отвечать на нужды других только в силу щедрости и милосердия, проявленных к нам Всемогущим Аллахом. Поэтому мы должны быть признательны Господу, который дал нам все средства для успеха в этой и будущей жизни.