Гостеприимство в исламе: традиция, проверенная временем

Гостеприимство – одно из важнейших добродетелей в исламе, которому придается большое значение в Священном Коране и Сунне пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). Оно выходит за рамки простого социального этикета, это выражение щедрости, доброты и стремление построить общество благоденствия.

Священный Коран о гостеприимстве

В аятах Священного Корана неоднократно подчеркивается важность гостеприимства, призывая верующих быть добрыми и щедрыми по отношению к гостям. В Священном Коране сказано:

«А жившие в домах [в Медине] и уверовавшие до них [до того, как туда переселились мусульмане из Мекки, искренне] любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя [отдают им еду, а сами остаются голодными], даже если сами нуждаются. А защищенный от скупости преуспеет [и спасется]» (Аль-Хашр, 9).

Речь идет о бескорыстном гостеприимстве ансаров Медины, которые приютили своих братьев по вере, мухаджиров из Мекки, и были готовы дать им все до последнего, что у них есть.

В коранической истории о «накрытом столе» подчеркивается важность совместного приема пищи с другими. В Священном Коране в суре «Аль-Маида» сказано:

«Иса, сын Марьям [поняв искренность их намерений], сказал [обращаясь с мольбой к Аллаху]: «О Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних, а также [станет] знамением от Тебя [указывающим на Твое могущество и истинность моего пророчества]. И даруй нам пропитание, ибо Ты – наилучший из дарующих пропитание» (Аль-Маида, 114).

Чудесное накрытие стола, ниспосланное Аллахом, послужило Божественным знамением и уроком о важности совместной еды.

Пример пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижников

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) на протяжении всей своей жизни являл собой пример беспрецедентного гостеприимства. Его знаменитое высказывание: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, должен быть щедрым к своему гостю» (Бухари), отражает значение этой добродетели.

Согласно другому хадису Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:

«Угощайте других [будьте гостеприимны; всегда старайтесь сделать другому приятно, особенно когда это касается яств и угощений, и будьте при этом искренни и бескорыстны пред Богом]» (Ас-Суюти).

Один из ближайших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) Абу Бакр (радыяллаху ‘анху), был известен своим необыкновенным гостеприимством. Однажды в Медину пришел бедуин и попросил еды. Абу Бакр (радыяллаху ‘анху) отвел его к себе домой и, несмотря на ограниченность еды, предложил ему то немногое, что у него было. Этот акт самоотверженности глубоко впечатлил бедуина.

Усман ибн Аффан (радыяллаху ‘анху) – еще один ближайший сподвижник Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), который славился своим исключительным гостеприимством. Однажды во время нужды к нему подошел нищий и попросил помощи. Усман (радыяллаху ‘анху) не только угостил его едой, но и отправил еще немного еды в дом нищего.

Мусульмане и исламские организации по всему миру продолжают поддерживать традицию гостеприимства посредством таких инициатив, как бесплатное общественное питание, приюты для бездомных и места отдыха для путешественников.

Гостеприимство в исламе распространяется не только на мусульман, но и на людей других вероисповеданий. Инициативы, способствующие межконфессиональному диалогу, часто включают совместные обеды и мероприятия, способствующие взаимопониманию и единству.

Гостеприимство в исламе – это не просто культурная норма, а глубокая духовная практика, основанная на учении Священного Корана и воплощенная в жизнь пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижниками. Примеры гостеприимства раннего ислама продолжают вдохновлять мусульман перенимать эту добродетель и соблюдать ее в лучших традициях.

Каждый год, 18 декабря, мы отмечаем Международный день мигранта. Мигрант в нашем понимании — это тот же самый «мухаджир». Это человек, который по тем или иным причинам был вынужден поменять свое место жительства. Причины могут быть разными: желание больше заработать, поиск более комфортных условий для жизни, воины и притеснения на родине и др.

Не для кого не секрет, что основная доля мигрантов в России — это наши братья мусульмане из стран Средней Азии. Никто от хорошей жизни не покидает родные края. По этому случаю давайте вспомним как ансары оказывали гостеприимство и помогали своим братьям-мухаджирам из Мекки. Мусульмане России должны играть роль проводников между государством и этими мигрантами, помогая им адаптироваться в российском обществе.

Мухсин Нурулла