Искренность в каждом деле
«Поистине, лицемеры окажутся на самом дне Ада, и ты не найдешь им помощника [который смог бы защитить их от огня Ада]! За исключением тех, кто [до смерти] раскаялся и исправился, кто крепко держится за [религию] Аллаха и сделал искренней свою религию [и поклонение только] ради Аллаха. Они будут вместе с верующими. И Аллах дарует верующим огромную награду» (Ан-Ниса, 145-146).
Искренность (ихлас) является важной составляющей нашего поклонения. Искренность − это чистота, откровенность и подлинность имана и поклонения, когда поклонение совершается, не думая об одобрении или неодобрении других людей, а исключительно ради Аллаха. Искреннее поклонение предполагает отсутствие всякого лицемерия и двуличия. Как известно, человек сотворен с целью познания Аллаха и поклонения Ему. Говоря по-другому, поклонение и покорность являются ясным показателем уважения и привязанности к Всевышнему Аллаху. В исламе приемлемость поклонения связана с определенными условиями.
Главное из этих условий − это проявлять искренность в совершении поклонения, стремясь лишь к довольству Аллаха. Поэтому в Коране истинно верующие характеризуются следующим образом:
«Отдален будет от Огня богобоязненный, который раздает свое богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен» (Аль-Ляйль, 17-21).
Отсюда мы понимаем, что поклонение нужно совершать только ради довольства Аллаха, иначе оно не будет принято. В этой связи нужно еще напомнить о том, что все пророки без исключения исполняли свою миссию по распространению религии бескорыстно и с глубокой искренностью. Они не просили у народа никакой оплаты за свою деятельность. Они в один голос говорили своим народам:
«Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» (Аш-Шу‘ара, 26:109, 127, 145, 164, 180).
Намерение превращает обычай в поклонение. Поэтому в нашей религии во всех видах поклонения обязательным условием является намерение – ният. К примеру, пост без намерения превращается в диету, а намаз без намерения становится гимнастикой. Точно также дело обстоит и в других видах поклонения. В таком случае намерение становится неотъемлемым условием любого поклонения. А главным в намерении, о котором здесь идет речь, является желание посвятить предстоящее поклонение исключительно Аллаху и совершить его только ради Его довольства.
То есть в поклонении должны преобладать искренность и чистосердечность. Если кто-то совершает поклонение ради показа другим людям, то его действия несут в себе опасность двуличия и лицемерия. Поэтому совершение поклонения напоказ характеризуется как душевная болезнь и делает бессмысленными любые действия человека. Всевышний Аллах пояснил эту истину следующим образом:
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей».
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в любом поклонении, совершаемом мусульманином, он должен соблюдать искренность и чистосердечие, и это очень важно для принятия его поклонения. В таком случае, любое дозволенное действие, совершенное с добрым намерением и искренностью, превращается в поклонение.
В нашей семейной жизни, в деловой сфере, в торговле, в отношениях с соседями, то есть всегда и везде, будем стараться выполнять все наши дела с добрыми намерениями и стремясь к довольству Аллаха. Не будем забывать, что все другие дела окажутся лишь бесполезной тратой наших сил и времени. Такое положение сохранится и в этом мире, и в ахирате. Да убережет нас Аллах от горьких разочарований в Судный день, когда мы будем ожидать перевеса чаши весов в лучшую сторону благодаря нашему поклонению.