История ангелов Харут и Марут

Именем Аллах Милостивого и Милосердного.

Одним из столпов убеждений мусульман является вера в ангелов. И столпом веры в ангелов является вера в их безгрешность. Есть известная история про двух ангелов – Харута и Марута, которые были посланы на землю.
Некоторые историки и толкователи Корана приводят эту историю и добавляют, что они совершили на земле прелюбодеяние и выпили спиртное, что не соответствует убеждениям мусульман. Эту историю приводит и шейх Саид афанди, да смилуется над ним Аллах. А другие ученые заявляют, что это ложь и обман, некоторые даже обвиняют в неверии того, кто убежден в правдивости этой истории. Далее мы приведем слова Ибн Хаджара аль-Хайтами, где он разъясняет эту историю. Чтобы не возникало вопросов, почему некоторые шейхи приводят эту историю, а некоторые не приводят.

Ибн Хаджара аль-Хайтами пишет в книге «Фатава аль-Хадисия»[2]:

وأما ما وقع لهاروت وماروت كما صح عنه ( صلى الله عليه وسلم ) في شأنهما أنهما كانا من الملائكة وأنهما افتتنا بالزهرة ، وكانت أجمل نساء زمنها حتى زنيا بها وشربا الخمر ، وقتلا فمسخت كوكباً لأنهما علماها الاسم الأعظم الذي كانا يرقيان به إلى السماء فرقيت إليها فمسختْ هذا الكوكب المضيء المعروفة ، فذلك أمر خارق للعادة أوجده الله تعالى تأديباً للملائكة في قولهم . كما صح في الحديث أيضاً عند خلق آدم : ) أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا ( [ البقرة : 30 ] الآية ، فبين لهم تعالى أنه لو ركب فيهم ما ركب في الإنسان لأفسدوا أيضاً فتعجبوا ، فأمرهم أن يختاروا ثلاثة منهم ففعلوا فاستقال واحد منهم فأقيل ، ونزل هاروت وماروت ، فوقع لهما ما وقع تأديباً لبقية الملائكة وزجراً لهم عن أن يخوضوا فيما لا علم لهم به ،

«Что касается истории Харута и Марута, как это достоверно пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что они были ангелами и что их соблазнила самая красивая женщина того времени, которую звали Захра. И что они совершили прелюбодеяние и выпили опьяняющее, после чего были убиты, а та женщина превращена в планету, так как они обучили её «аль-исму а’заму», с помощью которого ангелы поднимались на небо и с помощью которого она вознеслась на небо и превратилась в известную планету. Это является необычным делом, которое создал Аллах в качестве наказания (воспитания) ангелам за их слова, как это достоверно пришло в хадисе, когда сотворили Адама «Они (ангелы) сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие..?» Аллах им пояснил, что если Он вложит в них те качества, которые Он вложил в людей, то они также будут распространят нечестие. (Тогда) Он повелел им, чтобы выбрали троих ангелов и они выбрали, но один из трех попросил оставить его и его оставили. Харут и Марут спустились на землю и случилось с ними то, что случилось, в качестве наказания (воспитания) для остальных ангелов, дабы удерживать их от рассуждения о том, о чем нет у них знания.

وهذا الذي ذكرته من الجواب عن هذه القصة من أنها أمر خارق للعادة ، وبهذه الحكمة التي ذكرتها يتبين به الردّ على من أطال في إنكار قصتهما حتى بالغ بعضهم وقال : إن من اعتقد ذلك فيهما كفر ، وليس كما زعم, لما علمت من صحة الأحاديث بها ، وأن ذلك الوقوع لتلك الحكمة لا يخل بعصمة الملائكة من حيث هي ولا ينافيه شيء من الأدلة ولا من القواعد ، فاحفظ ما قررته وتأمله فإن الكلام قد كثر في هذا المحل وتعارضت فيه الآراء والظنون وما ذكرته فيه هو الأوفق بالسنة وغير مناف للقواعد وإن لم أر من سبقني إليه ، وقيل لم يكونوا ملكين بل هما جنيان وإن كانا بين الملائكة فإن صح هذا لم يحتج للجواب عن قصتهما كما أن إبليس لم يكن من الملائكة وإنما كان بينهم وهو من الجن .

То, что я упомянул является ответом на эту историю, что это является необычным делом. Посредством той мудрости, о которой я упомянул, становится очевиден, ясен ответ тем, кто удлинил речь в отрицании их истории, даже некоторые преувеличили и сказали: «Тот, кто будет убежден в этом, в их истории, впал в неверие». Но это не так, как он заявляет.

И так как ты узнал, что об этом пришли достоверные хадисы и что это произошло из-за той мудрости, то это не умаляет (не портит) их безгрешность и также не портит ничего из прав и доводов. Ты пойми это и подумай над этим. Поистине, увеличились разговоры об этой теме, и мнения и предположения противоречили друг другу. То, что я упомянул, является самым соответствующим Сунне и не портящим (нарушающим) права (законы), хотя и не видел я ни одного, кто бы додумался об этом раньше, чем я.

Некоторые сказали: «Они не были ангелами, а были джинами, которые находились среди ангелов», если это мнение является достоверным, то нет никакой нужды в ответе об их истории, также и Иблис не был ангелом, хотя и находился среди них, но был джином».

П.С. Целью перевода слов ибн Хаджара не было доказать истинность этой истории, а только доказать, что шейх Саид афанди, да смилуется над ним Аллах, имеет хорошую основу своим словам. Чтобы люди не начали выносить такфир тем, кто рассказывают эту историю. А являются ли хадисы, о которых пишет ибн Хаджар достоверными или нет, и вообще, есть ли такие хадисы — в этом мы уповаем на него. Может, он находил достоверные хадисы, Аллах знает лучше!