История первого мусульманина среди бедуинов

На протяжении многих лет до принятия Ислама языческие верования были сильны во многих арабских племенах. Одним из них было племя Гифар, которое существовало за счёт податей и даров, выплачиваемых им торговыми караванами курайшитов, путь которых пролегал через их поселения. Нередко они грабили путников, лишая их жизни. «Как же могла проникнуть религия в логово этих разбойников и грабителей?» – спросите вы. Поистине, это более чем удивительно.

Джундуб ибн Джунада, который впоследствии приобрел известность под именем Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху ‘анху), был выходцем из этого племени. От своих соплеменников он отличался необычайной силой, храбростью, умом и открытостью.

Однажды Абу Зарр, прослышав о появлении среди курайшитов Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) – пророка Аллаха, вышел за пределы своего селения и направился в Мекку. Вошёл он в Священный город босоногий, будто бы намереваясь совершить обход вокруг Каабы. Впоследствии, по возвращении домой, когда родственники попросят его рассказать об увиденном, он скажет: «Поистине, Мекка притягательна не только для паломников».

Но в тот миг, когда Кааба приоткрылась Абу Зарру во всём своём великолепии, засветились его глаза радостью, и он широко улыбнулся при мысли, что стал близок к цели, которую указал ему Священный город.

Он подошёл к собравшимся людям из племени Курайш, которые говорили о появившемся среди них пророке. Узнав о его местонахождении, он незамедлительно туда направился. Встретив Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), он сказал:

– Мир тебе, о Посланник Аллаха!

– И тебе мир, милость и благословение Аллаха! – был ответ Посланника (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Абу Зарр был первым, кто приветствовал Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) таким образом. Это приветствие стало традиционным среди мусульман всего мира, оно бытует и по сей день.

После этого Абу Зарр сказал:

– Прочти мне стихи, которые ты читаешь среди курайшитов.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил:

– Это не просто стихи, это – Священный Коран.

– Прочти мне из Корана.

И Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) начал читать. Абу Зарр слушал его самозабвенно, затаив дыхание, а когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) остановился, с губ его будто сами собой сорвались слова веры: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и, истинно, Мухаммад – пророк Его».

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) узнал, что Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) принадлежит племени Гифар, то немало этому удивился. Дурная слава о людях этого племени прокатилась по всей Мекке и далеко за пределы её. Тогда Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Аллах направляет и наставляет на путь Истины того, кого пожелает».

Прежде чем попрощаться с Посланником Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) поинтересовался у него: не будут ли какие приказания? На это Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал, чтобы тот спокойно возвращался к своему племени, там он и узнает о его повелении.

К тому времени Ислам приняли уже пять человек, Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) стал шестым.

По своей природе Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху ‘анху) был бунтарём, его крайне возмущали тёмные, невежественные воззрения и традиции арабов. И он решил, что не покинет Мекку до тех пор, пока не придёт в мечеть и не провозгласит слово Истины среди неуверовавших курайшитов. Он не преминул осуществить своё намерение. В тот же день он зашёл в мечеть и, пробравшись в самую гущу толпы, громким голосом провозгласил: «Ашхаду алля иляха илляллах ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расулюху!» Едва только он это произнёс, как к нему с яростными криками устремились возмущённые курайшиты: «Хватайте этого вероотступника!». Осыпаемый непрекращающимися ударами, Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) уже висел на волоске от гибели, как к нему на помощь подоспел дядя Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) аль-Аббас ибн Абдель Мутталиб (радыяллаху ‘анху). Он пробрался сквозь разъярённую толпу людей и закричал: «О, курайшиты! Вы торговцы, и вам не пристало лишать жизни человека из племени Гифар. Если вы рискнёте погубить его, то для ваших караванов перекроют дорогу в аль-Шам. Лучше оставьте его». Так он был спасён и благополучно выбрался из города.

По возвращении домой Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) увидел посреди дороги огромных идолов-истуканов и кружащихся вокруг них двух женщин. Он подошёл к этим истуканам и стал побивать их камнями. Женщины подняли суматоху и крик. На их голоса тут же сбежались несколько здоровенных мужчин; они набросились на бунтаря и били его до тех пор, пока тот не лишился сознания. Когда же он, придя в себя, открыл глаза и увидел перед собой склонившихся над ним людей, то в очередной раз громко произнёс: «Ашхаду алля иляха илляллах ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расулюху».

Пророк Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) повелел Абу Зарру (радыяллаху ‘анху) вернуться к народу племени аль-Гифар и призывать людей к принятию Ислама. И стал Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) читать одну проповедь за другой. Эти проповеди распространялись далеко за пределы его родного племени, их стали слушать и арабы из племени Аслам.

Когда Пророк Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) со своими сподвижниками переселился в Медину, он объявил, что к городу приближается большое шествие, состоящее из мужчин, женщин и детей племени аль-Гифар, и во главе него Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху ‘анху). Все они приняли Ислам и направляются к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям). И каково было удивление Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), когда он увидел огромное число прибывших в Медину мусульман, среди которых были и люди из племени Аслам.

Однако вспомним: разве до принятия Ислама некоторые из величайших сахабов Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) не питали по отношению к нему и его проповедям самых враждебных чувств? «Истинно, Аллах наставляет на путь праведный того, кого пожелает».

Обращая свой взор к народу племени Гифар, Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал им: «Гифар, прощение Аллаха вам!», а племени Аслам – «Аслам, мир вам и приветствие Аллаха!»

Это была дань заслугам Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) перед Всевышним и Его пророком. Да вознаградятся его добрые деяния в лучшей жизни!

Дружелюбие и благородство характеризовали его как внешне, так и изнутри, чувства любви, дружбы и привязанности к кому-либо он не любил утаивать внутри себя, а любил высказываться об этом. Он глубоко ценил людей правдивых и открытых, тех, кто в самых трудных ситуациях держится достойно – с высоко поднятой головой, готовый всеми силами противостоять всему ложному и несправедливому.

Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) очень ценил и уважал Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) как человека прямолинейного и честного по отношению к себе и другим. Однажды он спросил Абу Зарра (радыяллаху ‘анху): «Ответь мне, Абу Зарр, если придёт время, когда правители станут угнетать и притеснять свой народ, каковы будут твои действия?». Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) ответил: «Тогда я не премину вступить с ними в бой, и сабля моя окажется для меня моей верной спутницей!». «Я укажу тебе на путь лучший, чем этот: терпи, покуда не встретишься со мной», – сказал Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Запомнил и осознал в себе Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) слова Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Это высказывание Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) послужило ему хорошим уроком.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) встретился со Всевышним, несказанная грусть отпечаталась на лице его сподвижника Абу Зарра (радыяллаху ‘анху). Утешением для него явилось то, что он всё чаще стал вспоминать наставления и проповеди Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), которые стали для него истинным руководством на всю оставшуюся жизнь.

Обуянный чувством утраты, Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) покинул Медину.

Наступило время правления Абу Бакра Правдивейшего (радыяллаху ‘анху) – первого халифа, который неизменно следовал по пути, предписанному Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям), и это обстоятельство чрезвычайно радовало Абу Зарра (радыяллаху ‘анху). Абу Бакр (радыяллаху ‘анху) стал первым человеком после Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), который честно и преданно исполнял свой долг по отношению к мусульманской умме.

После кончины Абу Бакра (радыяллаху ‘анху) во главе халифата и вторым «праведным» халифом стал аль-Фарук (радыяллаху ‘анху). Время правления Умара бен аль-Хаттаба аль-Фарука (радыяллаху ‘анху) было благополучным и процветающим для стран аль-Шама, Ирака, Йемена и других государств обширного халифата. Аль-Фарук (радыяллаху ‘анху), как и его предшественник, строго следовал учению Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям). Все богатства халифата аль-Фарук (радыяллаху ‘анху) справедливо распределял между гражданами. Люди под его правлением жили в мире и согласии друг с другом.

Когда же наступило время правления мамлюков, имам разрубил «языческим мечом» справедливость, и в стране возобладали произвол и лицемерие. Сердце Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) обливалось кровью, а душа переполнялась скорбью и горечью. Однако всё на Земле происходит по воле Господа, и ничто и никто не в силах переменить ход событий, предопределённый свыше.

В правление Зу аль-Нурайна Усмана Бен Аффана (радыяллаху ‘анху) широким ходом шло завоевание новых земель, что привело к небывалому расцвету экономики и увеличению всеобщего благосостояния.

Судьба бросала Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) в страны от аль-Шама до Дамаска, он жил под правлениями сменявших друг друга халифов, перевидал множество самых разных людей. Но, где бы ни был, он не переставал удивляться тому, с каким рвением люди стремятся к заполучению и накопительству мирских благ, напрочь забывая о том, к чему призывал их Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Опасность, подстерегающая мусульманскую умму, была налицо. Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) смотрел на происходящее глазами наблюдателя. Сам он был далёк от соблазнов мирской жизни, более того, он не придавал им ровным счётом никакого значения.

Но он не мог утихомирить своё возмущение, когда видел, как люди, содержащие огромные и роскошные дворцы, нанимают также многочисленную прислугу. Протестуя против этого, он обнажал свой меч, грозно сотрясая им в воздухе, затем смиренно вкладывал его обратно в ножны, ибо помнил и чтил завет Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), который сказал: «Терпи, пока не встретишься со мной». И, несомненно, был Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) из терпеливых.

В напутствие обладателям земных богатств, в назидание им в Коране сказано:

«О вы, кто веруете, воистину, многие из законоучителей и монахов поглощают обманным путём собственность людей и сбивают (их) с пути Аллаха. А тем, кто копят золото и серебро, не расходуя на пути Аллаха, объявите мучительное наказание. В день, когда воспылает огонь адский, и заклеймит он лбы, бока и спины их: “Вот что накопили вы, и вкусите скопленное вами”». (сура Ат-Тауба, 34-35 аяты)

Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) взывал ко всем, кто окружал его: «Я удивлён тем, кто не имеет в своём доме куска хлеба, – говорил он, – почему вы не выйдете, обнажив свои мечи, в защиту свободной и достойной жизни?!». Протесты Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) против подобной несправедливости достигли слуха халифа Усмана Бен Аффана (радыяллаху ‘анху), и он решил пригласить к себе бунтаря. Когда же тот явился в Медину, халиф предложил ему остаться в этом городе под его покровительством, обещав предоставить ему безопасность и полный достаток до скончания его дней. Абу Зарр (радыяллаху ‘анху), поблагодарив халифа за его доброту и щедрость, ответил на это: «Не стремлюсь я к мирским благам. Только позволь мне поселиться в селении ар-Рабза». То была маленькая деревушка близ Медины. Халиф дал согласие, принимая во внимание то, что жители крупных городов уже неоднократно жаловались на последователя Пророка Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Возмущение людей было вызвано строгостью и прямолинейностью Абу Зарра (радыяллаху ‘анху).

Так он поселился в тихом местечке ар-Рабза, где провёл остаток своих дней в уединении от людей и мирской суеты, пребывая в мире и согласии с самим собой. Но и там он ни на минуту не расставался со своим мечом, который продолжал покоиться в ножнах.

Однако находились люди, которые приходили к Абу Зарру (радыяллаху ‘анху) и пытались подтолкнуть его к бунту против халифа и главы верующих – Усмана Бен Аффана (радыяллаху ‘анху). Это были ярые мятежники, истинным намерением которых было внести раскол и разобщённость в среду правоверных мусульман. Ответ Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) разочаровал их, он сказал: «Воистину, даже если бы Усман (радыяллаху ‘анху) распял меня на высоком столбе или горе, чтобы подчинить своей воле, то я безропотно пережил бы это испытание и воспринял бы его для себя как благо. Если бы ему вздумалось отправить меня скитаться по свету, а в один прекрасный день вернуть меня домой, то и на это я ответил бы терпением и смирением, ибо повеление его я посчитал бы для себя благом». Когда мятежники услышали эти слова последователя Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), им ничего другого не осталось, как покинуть его с остывшим пылом.

В своей жизни Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) старался поддерживать свои ум и сердце в чистоте, следуя наставлениям Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), и всю свою жизнь он неустанно призывал других мусульман придерживаться пути, по которому прошли Абу Бакр и Умар бен аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анхум) – верные и лучшие последователи Пророка Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) постоянно приучал и побуждал своих благородных сподвижников к щедрости и искоренял в их душах любовь к накоплению, стремясь к тому, чтобы все они жили в достатке и чтобы накопленные богатства не обернулись для их обладателей бедой, мучениями и гневом Аллаха в День воскрешения. И в этом благородный Посланник (саллаллаху аляйхи ва саллям) являлся для них прекрасным образцом и высшим примером. В напутствие он говорил им:

«В День воскрешения богатые окажутся в убытке, кроме тех, кто щедро тратил свои средства должным образом».

Рассказывают, что однажды Абу Зарру (радыяллаху ‘анху), который был тогда преклонного возраста, повстречался его родной племянник. На старце был очень древний джильбаб. Молодой человек оглядел дядю с ног до головы и удивлённо воскликнул: «О Абу Зарр! Разве у тебя нет другой одежды, кроме этой? Несколько дней тому назад я видел, как ты нёс два новых и добротных джильбаба. Ты ни разу не надел их?». Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) ответил: «Я отдал их тем, кто больше меня нуждался в них». Племянник продолжал недоумевать, на что Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) сказал: «Да простит тебя Аллах. Разве не видишь на мне этот плащ? У меня есть и другие одежды – та, которую я надеваю на пятничный намаз, и та, что на мне, когда я дою свою козу. То, чем мы обладаем в определённый момент жизни, – лучшее для нас, ведь это – дар Всевышнего».

Рассказывают также: как-то раз к нему пришёл человек и, войдя в дом, начал внимательно осматриваться. Не найдя в нём каких бы то ни было вещей, он спросил:

– О Абу Зарр, а где же твои вещи?

Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) ответил:

– Наш дом там, куда мы отправляем все наши хорошие вещи.

Догадавшись, что Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) имел в виду Будущую жизнь, человек сказал ему:

– Но ведь тебе же нужны вещи, пока ты живёшь в этом доме.

Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) ответил:

– Но Хозяин дома не оставит нас в нём.

В одном из походов верблюд Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) сильно утомился от голода и не мог далее сопровождать своего хозяина. Абу Зарру (радыяллаху ‘анху) ничего другого не оставалось, как взвалить поклажу на свои плечи и догонять отряд Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям). Он шёл по следам, оставленным собратьями по вере на раскалённых песках пустыни. Когда мусульмане во главе с Мухаммадом (саллаллаху аляйхи ва саллям) остановились, чтобы передохнуть, то вдалеке увидели столб пыли, который скрывал за собой путника. Они тут же сообщили об этом Пророку Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). «Должно быть, это Абу Зарр», – сказал Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям). И, действительно, когда человек приблизился к отряду, им оказался не кто иной, как Абу Зарр (радыяллаху ‘анху). Лицо Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) осветилось улыбкой, и он сказал: «Да будет Аллах к Абу Зарру милостив, он идёт один, и умрёт один, и воскреснет один».

Пришло время Абу Зарру (радыяллаху ‘анху) покинуть этот бренный мир, и он сообщил об этом своей жене. Увидев слёзы на её глазах, он спросил: «Почему ты плачешь?». Она ответила: «Потому что ты умираешь, а у меня не найдётся даже савана, чтобы обернуть тебя». «Успокойся, – тихо, с улыбкой на устах проговорил Абу Зарр (радыяллаху ‘анху). – Ты слышала, что сказал Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) наш? Он сказал обо мне, что умру я в безлюдной и пустынной местности, и попрощаться ко мне придут мусульмане. Они произнесут слова исповедания веры, и душа моя вознесётся к Творцу».

Абу Зарр (радыяллаху ‘анху) скончался в 652 году в окрестностях Мекки.

Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал о нём:

«Ни земля, ни небо не видели более искреннего человека, чем Абу Зарр».