Как был ниспослан Коран?
Сегодня в мире проживает полтора миллиарда последователей Ислама, которые чтят Священное Писание – Коран. Многие из тех, кто не ассоциирует себя с этой религией, имели возможность услышать чтение Корана. Мусульмане читают Коран нараспев не только в молитвах, но и по другим поводам. Как же было ниспослано это Писание и через какого пророка?
Каждое священное Писание ниспосылалось через какого-либо пророка. Пророку Адаму было ниспослано 10 свитков, пророку Шису – 50 свитков, пророку Еноху (Идрису) – 30 свитков, пророку Аврааму (Ибрахиму) – 10 свитков, пророку Моисею (Мусе) была ниспослана Тора (Таврат), пророку Давиду (Давуду) – Псалтырь (Забур), пророку Иисусу (Исе) – Евангилие (Инджиль) – мир им всем и благословение Господа. А вот Коран был ниспослан последнему из пророков – Пророку Мухаммаду (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (саллаллаху аляйхи ва саллям) частями в течение 23 лет. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его.
Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет Бог доволен ими всеми). Всего же Коран записывали со слов Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) около сорока его сподвижников.
При жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.
Для обеспечения сохранности Корана Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.
Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) к Амру ибн Хамзу (радыяллаху ‘анху) говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.
Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.
Во-первых, в эпоху Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (радыяллаху ‘анху) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (радыяллаху ‘анху), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.
Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.
В-третьих, Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) было всего лишь девять дней и т. д.