Как нельзя разговаривать с ребёнком
В общении с детьми мы порой используем те слова, которые слышали от своих родителей. Многие фразы передавались из поколения в поколение, а мы особо не задумывались над их смыслом. Но правильно ли мы их употребляем с точки зрения педагогики и психологии?
1) «Видеть тебя больше не хочу!»
Обычно родители реагируют на плохое поведение своего ребенка фразой: «Я с тобой больше не разговариваю» или могут объявить бойкот без объяснения причин. После этого малыш начинает ещё больше капризничать, так как очень тяжело переносит такое наказание.
Ведь проявление любви с точки зрения ребёнка — это внимание мамы, её забота, умение выслушать его.
Психологи не советуют пользоваться таким приёмом с детьми до трёх лет, так как можно нанести вред психике малыша. Ребёнку постарше можно сказать: «Когда ты кричишь, я тебя не слышу».
Если школьник не выполнил своего обещания или чем-то обидел родителей, то они могут даже объявить бойкот. Игнорирование не воспитывает, а является выражением нашей обиды. Необходимо объяснить ребёнку, чем вы недовольны, что вам не нравится в его поведении. Разумнее сказать: «Не хочу с тобой разговаривать, потому что я очень обижена — ты не убрал игрушки к приходу гостей, как обещал».
2) «Нам не нужен такой мальчик, мы возьмём другого ребёнка, который будет нас слушаться»
В момент гнева мать может сказать такую фразу и не подумать о том, что она может сильно ранить душу ребенка и оставить след в его памяти на всю жизнь. Малыш не знает о том, что вы чем-то огорчены, обижены. Для него это не так важно, как ваши слова.
3) «Ты мне надоел!», «Достал!», «Как я от тебя устала!»
Такие фразы ребёнок понимает по-своему. У него формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место — далеко не главное. Взрослые не задумываются о том, что сказанное может негативно отразиться на дальнейших взаимоотношениях с дочерью или сыном.
Ребёнок воспринимает буквально всё, что ему говорят. После фразы «уйди отсюда, не мешай» он может подумать, что им не дорожат, от него хотят избавиться.
Взрослые включают детям телевизор, компьютер, только бы те оставили их в покое. Родители, сами того не ведая, утрачивают связь с ребёнком, теряют его доверие, любовь и перестают быть его другом. В дальнейшем будет гораздо труднее наладить отношения, чем их разрушить. Любую негативную фразу, сказанную сгоряча, дети принимают очень близко к сердцу. Подумайте сто раз, не повредит ли сказанное слово психике вашего малыша.
4) «Ты такой…», «Какой ты неуклюжий!», «Неряха!»
Так начинают говорить мамы, когда видят своего малыша за обеденным столом. 2-летний кроха хочет есть самостоятельно, но постоянно что-то роняет, разливает сок. В ответ он слышит неприятные слова в свой адрес. Та же картина повторяется, если ребёнок спотыкается или ходит и постоянно падает на ровном месте.
Обидные слова вызывают противоположный эффект. От страха сделать что-то не так малыш допускает одну и ту же оплошность, и неправильный навык закрепляется. Нужно только набраться терпения, и ребёнок со временем научится делать всё аккуратно. Не торопите его, а помогайте ему развиваться.
5) «Гузель наш лучший художник, а Ринат наш лучший писатель, Алия прекрасная артистка»
Не приклеивайте детям ярлыки и не навязывайте им различные роли. Не важно, позитивные или негативные, но они всегда остаются ролями. Ребёнок может застрять в них и бояться пробовать что-то новое. Дети могут соперничать друг с другом, добиться в чём-либо большого успеха и стать предметом ненависти брата или сестры.
Избавьте своих малышей от стандартных ролей. Каждый ребенок индивидуальный, неповторимый, многогранный. Сейчас девочка спокойная, тихая, а через 10 минут уже становится веселой, активной. Сегодня мальчик медлительный, а на следующий день превращается в серьёзного ученика. Дети всегда развиваются и меняются.
6) «У тебя это не получится — дай я сделаю»
Детские психологи считают, что подобные фразы программируют ребёнка на неудачу, вселяют неуверенность в собственных силах. Малыш начинает чувствовать себя глупым и неловким, поэтому в дальнейшем будет стараться реже проявлять инициативу.
7) «Бери, что хочешь, только успокойся»
Если родители что-то запрещали ребёнку, а потом вдруг разрешили, то для детей это словно сигнал, что с помощью нытья, капризов и криков можно добиться своего. В дальнейшем они перестанут воспринимать наши отказы всерьёз. Каждый ребёнок должен знать, что дозволено не всё, что хочется, и есть слово «нет».
8) Если я ещё раз такое увижу — ты получишь от меня!»
Ребёнок должен знать о наказании, если он ослушается родителей. Взрослым нужно сдерживать такие обещания. Детям стоит понимать, что это не просто пустые слова, к которым можно не прислушиваться — мама может перейти к действиям.
9) «Не расстраивайся ты так из-за ерунды»
Детские проблемы отличаются от наших. Мы не придаём им значения, но для малышей они кажутся глобальными и серьёзными. Если вы хотите иметь доверительные отношения с ребёнком, относитесь к его проблемам серьёзно и принимайте решения сообща. В противном случае вы потеряете с ним связь, так как он перестанет делиться с вами переживаниями, считая их ерундовыми.
10) « Не плачь», «Перестань немедленно!»
После такой фразы ребенок обычно не успокаивается, а наоборот протестует: плачет ещё громче или начинает огрызаться. Подобные слова не имеют должного воздействия. Лучше успокойте ребёнка, обнимите, приласкайте, поговорите с ним по душам, переключите его внимание на что-то другое. Так вы показываете малышу, что понимаете и принимаете его чувства. Это очень важно для детей.
11) «А я тебе за это шоколадку куплю!»
Такую фразу часто приходится слышать от бабушек. Они готовы покупать конфеты, шоколадки, только бы ребёнок съел кашу или тихо вел себя в гостях. Некоторые родители дают деньги за хорошую успеваемость в школе или помощь по дому. Такие приёмы срабатывают, но не приносят пользы. Воспитание, построенное на системе материальных вознаграждений, формирует у детей неправильное представление о взаимодействии в семье. Товарно-денежные отношения хороши для работы, а межличностные отношения должны строиться на основе любви, помощи, взаимовыручки. Если малыш с детства привык получать материальное вознаграждение за совершение хорошего поступка, то в будущем ему сложно будет объяснить такие понятия, как сочувствие, дружеская поддержка, бескорыстная помощь.
12) «Молодец!», «Отлично!», «Очень хорошо!»
Как часто мы говорим детям эти слова, да и сами слышим от кого-то в свой адрес? Однако психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же похвалы она становится обезличенной.
Вместо того, чтобы оценивать действия ребёнка, лучше детально описать его поступки. Например, если он получил пятёрку в школе, вместо привычного «молодец» скажите: «Вижу, ты отлично подготовился к предмету, много занимался. Ты, наверное, очень доволен». Такое высказывание более благотворно воздействует на детей, потому что они получают эмоциональную поддержку от родителей.
13) «Почему ты не можешь быть как…?»
Старайтесь не сравнивать своего ребёнка ни с кем, даже с сестрой или братом. Подобная фраза может ранить душу, посеять вражду, ревность, обиду по отношению к другому. Ваши слова вызовут негативную реакцию, спровоцируют нежелание делать то, что вы просите.
Научитесь правильно разговаривать со своим ребёнком. Избегайте не только ненужных фраз, но и повышения голоса. Ведь крик свидетельствует о слабости человека: этим мы не воспитываем детей, а только отдаляем от себя. Неправильные и обидные фразы негативно влияют на вашего ребёнка, травмируют его психику. Малыш может замкнуться в себе, что также вызовет появление различных комплексов в подростковом периоде и неуверенности в себе.