За кого Пророк Мухаммад ﷺ трижды просил прощения?

Как известно, ежедневный пятикратный намаз является одним из пяти столпов Ислама. Также полноценно совершённый намаз считается самым достойным поклонением, совершаемым человеком (физически). Совершённый таким образом намаз очищает человека от прегрешений и оберегает от совершения дурных поступков.

Ни у кого не возникнет сомнения в том, что коллективный намаз, совершённый в мечети, намного ценнее, и за него человек получает больше вознаграждения – как минимум в двадцать семь раз больше, чем за индивидуальный намаз.

Однако у коллективного намаза в мечети или в других местах есть ещё и отдельные достоинства. Пребывание человека в рядах молящихся во время произнесения имамом вступительного такбира имеет свою ценность, и за это молящийся получает отдельную награду.

Таких примеров можно привести ещё много, но в этой статье мы ограничимся одним таким деянием.

Как мы написали выше, за пребывание в рядах молящихся во время произнесения вступительного такбира человек удостаивается большего вознаграждения. А если молящийся находится ещё и в первом ряду, то он войдёт в число тех людей, за которых Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) сделал дуа.

По этому поводу существует множество достоверных хадисов. Некоторые из них мы хотели бы привести здесь.

От ʻИрбаза ибн Сарийя (радыяллаху ‘анху) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَسْتَغْفِرُ لِلصَّفِّ الْمُقَدَّمِ ثَلَاثًا وَلِلثَّانِي مَرَّةً

«Посланник Аллаха трижды просил о прощении для тех, кто совершал намаз в первом ряду, а для тех, кто совершал намаз во втором ряду, он просил о прощении дважды». (Тирмизи, Ибн Маджа)

Этот хадис указывает на несравненную ценность и достоинство джамаат-намаза в первом ряду. Ценность пребывания в первом ряду во время совершения коллективного намаза описывается и в других хадисах Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Передают со слов Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

لَوْ يَعْلَمُ النَّاسُ مَا فِي النِّدَاءِ وَالصَّفِّ الْأَوَّلِ، ثُمَّ لَمْ يَجِدُوا إِلَّا أَنْ يَسْتَهِمُوا عَلَيْهِ لَاسْتَهَمُوا

«Если бы люди знали о награде, которая ждёт тех, кто оглашает азан и находится в первом ряду во время совершения коллективного намаза, и не нашли бы иного пути, чтобы решить, кто станет оглашать азан и кто займёт места в первом ряду, кроме жребия по стрелам, они обязательно прибегали бы к этому». (Бухари, 615; Муслим, 437; Ан-Насаи, 2/23)

Жребий по стрелам представлял собой такой способ решения споров, при котором участники писали свои имена на стрелах, а потом вытягивали одну из общей связки. Такой способ жребия был широко распространён в доисламской Аравии.

Эти слова Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) еще раз подчеркивают важность первого ряда и значимость совершения джамаат-намаза в первом ряду, и он даже допускает из-за этого возникновение спора, который невозможно решить без вытягивания жребия.

Также от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

إنّ الله وملائِكتَهُ يُصَلُّونَ على الصَّفِّ الأَوَّلِ

«Поистине, Всевышний Аллах и ангелы Его благословляют первый ряд!» (Ибн Маджах, 999; Имам Ахмад; Абу Дауд, 664)

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Абу Дауд, сообщается, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб (радыяллаху ‘анхум) сказал:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَتَخَلَّلُ الصَّفَّ مِنْ نَاحِيَةٍ إِلَى نَاحِيَةٍ يَمْسَحُ صُدُورَنَا وَمَنَاكِبَنَا وَيَقُولُ: لَا تَخْتَلِفُوا فَتَخْتَلِفَ قُلُوبُكُمْ وَكَانَ يَقُولُ: إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الصُّفُوفِ الْأُوَلِ

«Обычно Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) проходил между рядами из конца в конец, брал нас за плечи, касался груди и говорил: «Не нарушайте единообразия, иначе сердца ваши придут к расхождениям!» И он часто говорил: «Поистине, Аллах и ангелы Его благословляют первые ряды«». (Абу Давуд, 664)

В другой версии этого хадиса, которую приводит Ан-Насаи в книге «Сунан аль-Кубра» со слов Аль-Бары ибн ‘Азиба (радыяллаху ‘анхум) сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

إنّ الله وملائِكتَهُ يُصَلُّونَ على الصفُّوفِ المُقَدَّ مَةِ

«Поистине, Всевышний Аллах и ангелы Его благословляют передние ряды в коллективном намазе». (Ан-Насаи, 885).

Согласно этой версии, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют не один только первый ряд, а все передние ряды.

Мудрость того, что совершающие джамаат-намаз в первом ряду, удостаиваются особого вознаграждения, заключается в том, что они ближе других находятся к имаму. К тому же, для того чтобы занять место и обрести благодать пребывания в первом ряду, зачастую необходимо приложить определённые усилия, например, прийти в мечеть заблаговременно, раньше других, желательно ещё до азана.

При этом, сделав намерение совершить и’тикаф в доме Аллаха в ожидании намаза, человек в это время получает вознаграждение даже за обычное сидение и за простое молчание.

Да одарит нас Всевышний стремлением к совершению коллективных намазов в мечетях в первых рядах! Амин.