Какие люди неподвластны джиннам?

Джинны, как и люди, являются созданиями Всевышнего Аллаха, Он сотворил их из огня. Джинны также бывают верующими и неверующими. Они, как и люди, живут на земле, преимущественно в горах, у воды и в норах. Уверовавшие джинны являются мусульманами, а неверные – шайтанами.

Самую большую опасность для верующего представляют шайтаны, то есть иблис и его потомство. Весь труд шайтанов представляет собой введение верующего в заблуждение и наущение того, что противоречит предписаниям религии. И если у человека вера слаба, шайтан может свободно манипулировать им.

От матери правоверных Сафии (радыяллаху ‘анха) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

إِنَّ ‌الشَّيْطَانَ ‌يَجْرِي ‌مِنَ ‌الْإِنْسَانِ ‌مَجْرَى ‌الدَّمِ وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يَقْذِفَ فِي قُلُوبِكُمَا سُوءًا أَوْ قَالَ شَيْئًا

«Поистине, шайтан проникает в человека и передвигается в нём, подобно крови, распространяясь в нём повсюду, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь дурное». (Бухари, 3281)

Совершение грехов, беспечность к предписаниям Всевышнего Аллаха и небрежность в отношении к Его поминанию (зикру) являются основными причинами, благодаря которым шайтан овладевает человеком и получает над ним власть.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَانًا فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ

«А кто уклоняется от напоминания Милостивого (то есть отворачивается, закрывает глаза, пренебрегает Кораном и поклонением Милостивому Аллаху), к тому Мы приставим шайтана, который не будет отлучаться от него со своими наущениями и станет для него неотлучным товарищем». («Сафват ат-Тафасир», сура Аз-Зухруф: 36)

Таким образом, шайтан станет для этого человека неотлучным спутником, который своими наущениями и внушениями будет подталкивать его к запретному и удерживать от одобряемого и дозволенного.

Что же касается искреннего верующего, то Всевышний Аллах оберегает и защищает его благодаря его искренней вере и его служению. Крепкая вера станет для человека защитным стеной, которая защищает его от самого заклятого врага.

От Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

إِنَّ الْمُؤْمِنَ لَيُنْضِي شَيَاطِينَهُ، كَمَا يُنْضِي أَحَدُكُمْ بَعِيرَهُ فِي السَّفَرِ

«Поистине, верующий изнуряет своего шайтана так же, как любой из вас изнуряет своего верблюда в пути». (Имам Ахмад, 8940)

То есть шайтан, приставленный к богобоязненному верующему, доходит до полного изнеможения, пытаясь что-то сделать с ним, но ослабевает и выбивается из сил из-за крепости его веры и, соответственно, изматывается, словно верблюд, прошедший очень долгий путь с тяжёлым грузом на горбу.

Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави, комментируя этот хадис в своей книге «Файз аль-Кадир шарх Аль-Джами‘ ас-Сагир», пишет об этом следующее:

«Верующий истощает шайтана по причине многократного унижения, которому он подвергает его. Он также делает шайтана своим пленником, который подчиняется ему и находится в его распоряжении. Всевышний Аллах любит того, кто чтит Его владычество (власть), и предоставляет ему власть над врагами. А с тем, кто поступает наоборот, Аллах тоже поступает наоборот.

Из этого вытекает, что верующий не перестаёт изнурять своего шайтана так же, как любой из вас изнуряет своего верблюда в пути, потому что, когда шайтан притрагивается к его сердцу, верующий защищается познанием своего Господа. А когда шайтан пытается повлиять на его нафс, он защищается поминанием Аллаха.

Таким образом, получается, что верующий постоянно изнуряет шайтана. Верблюд, который отправляется в путь, несёт тяжёлый вьюк и по этой причине устаёт, истощается. Так же и шайтан, приставленный к верующему, нагружается тяжестью гнева из-за того, что он видит его поклонение и верность Всевышнему, и тот отдаляется от него».

Таково положение верующего человека. Если он заставляет свой нафс подчиняться Книге Всевышнего и сунне Его Посланника (саллаллаху аляйхи ва саллам), Аллах покоряет ему врага и не позволяет врагу приблизиться к нему.

Всевышний Аллах в Священном Коране, обращаясь к шайтану, сказал:

إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلَّا مَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْغَاوِينَ

 «Поистине, нет у тебя власти над моими рабами, которые уверовали (нет у тебя силы ввести их в заблуждение), кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой (то есть тех, которые сами сошли с пути истины и заблудились – только над ними у тебя власть)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Хиджр: 42)

Искренний верующий утомляет своего шайтана, делая всё наперекор ему и заставляя его унижаться. Он, соблюдая предписания шариата, губит шайтана поминанием Аллаха, читая такие молитвы, как «Ля иляhа илля Ллаh» и истигфар.

От Абу Бакра Ас-Сиддика (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

عَلَيْكُمْ ‌بِلَا ‌إِلَهَ ‌إِلَّا ‌اللَّهُ ‌وَالِاسْتِغْفَارِ، فَأَكْثِرُوا مِنْهُمَا؛ فَإِنَّ إِبْلِيسَ قَالَ: أَهْلَكْتُ النَّاسَ بِالذُّنُوبِ، وَأَهْلَكُونِي بِلَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَالِاسْتِغْفَارِ

«Придерживайтесь формулы единобожия (Ля иляhа илля Ллаh) и истигфара. Многократно и часто произносите их, ведь иблис сказал: «Я губил людей грехами (заставляя их грешить), а они погубили меня чтением «Ля иляhа илля Ллаh» и истигфара». (Абу Я‘ля, 291)

Несомненно, шайтаны убегают от тех, кто придерживается шариата, исполняет предписания Всевышнего Аллаха и не переходит границ дозволенного. И чем больше усердия проявляет человек на пути Творца, тем больше от него отдаляется его шайтан.

Примером для всех мусульман в этом является великий сподвижник, правитель правоверных ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анху), от которого бежали шайтаны из числа людей и из числа джиннов.

От Бурайды (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَيَفْرَقُ مِنْكَ يَا عُمَرُ

«Поистине, шайтан боится тебя, о ‘Умар!» (Имам Ахмад, 22989; Тирмизи, 3690)

Также от матери правоверных ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

إِنِّي لَأَنْظُرُ إِلَى شَيَاطِينِ الإِنْسِ وَالجِنِّ قَدْ فَرُّوا مِنْ عُمَرَ

«Я смотрю и вижу, что все шайтаны из числа людей и джиннов бегут от Умара». (Тирмизи, 3691)

Из всего вышеприведённого вытекает, что джиннам неподвластны те люди, чья вера крепка и проявляется не только в красивых речах, но и в праведных поступках. Более того, шайтаны как из числа людей, так и из числа джиннов боятся таких людей.

Источник