Коран и человеческие слабости

Земная жизнь дает человеку возможность самопознания. В каждом из нас есть два начала: одно — праведность, совесть, богобоязненность, другое — порочность, склонность ко греху, бунт, жадность.  Всевышний Аллах  даёт людям выбор, открывая способность как к нравственному совершенству, так и к духовному падению.

В Коране содержится немало предупреждений об уловках нафса, гордыне и слабостях. Порой человек невежественен, нетерпелив, корыстолюбив, неблагодарен, скуп, завистлив. Мусульманину необходимо освободить душу от этих сорняков, чтобы развести цветущий сад. Итак, почитаем вместе Коран.

Человек слаб по природе. Сказано в Коране:

«Аллах хочет облегчить вам [жизнь вдалеке от дома], ибо человек создан слабым по природе» (Сура «ан-Ниса», 4 / 28).

Всевышний создал нас беспомощными, нуждающимся в опеке и защите. В аяте сказано:

«Аллах — тот, кто сотворил вас немощными, потом он сделал вас сильными, а после этого — [вновь] слабыми и старыми. Он творит, как того пожелает, ибо Он — знающий, всемогущий» (Сура «ар-Рум», 30 / 54).

Сила молодости обманчива. Коран предупреждает, что период цветения и здоровья сменится временем увядания, слабости и немощи. Ощущение своей силы человеку необходимо осторожно перевести в благодарность, чтобы не впасть в неповиновение Аллаху. Позднее раскаяние никому ещё не помогло: упущенное время и возможности не вернутся. Коран призывает к размышлению:

«Того, кому дана долгая жизнь, Мы делаем согбенным. Неужели же они не разумеют?» (Сура «Йа Син», 36 / 68).

Всевышний Аллах раскрывает некоторые особенности людских слабостей:

«Прежде Мы взяли в том завет от Адама, но он забыл [об этом], и Мы убедились, что он ненадежен» (Сура «Та Ха», 20 / 115).

Во многих аятах Всевышний Аллах  указывает на высокомерие и надменность человека. Люди впадают в эти состояния несмотря на свою ущербность и бессилие. В Коране сказано:

«И не ходи по земле горделиво, ведь ты не разверзнешь землю и не достигнешь гор высотой!» (Сура «аль-Исра», 17 / 37).

Стремление подчиняться заложено в человеке: он либо раб своих страстей и желаний, либо слуга Создателя. Мусульманин должен стремиться прожить жизнь согласно договору, состоявшемуся между Аллахом и человеческой душой, который был закреплён следующими словами: «Да, Ты наш Господин!» В Коране сказано: 

«Мы спасли его и тех, кто был с ним, по Нашей милости и уничтожили до последнего тех, которые отвергли Наши знамения и не уверовали [в Аллаха]» (Сура «аль-А’раф», 7 / 72).

Изначально душа была чиста и могла видеть ангелов, созерцать Величие Создателя. Но затем она встретилась с нафсом. Чистота и прозрачность стали замутнены животным началом. В то же время душе был указан путь освобождения от непристойного и греховного при помощи нравственных задатков, которыми наделил ее Всевышний Аллах. Мусульманин может победить пороки путём очищения сердца и воспитания нафса. В Коране сказано:

«Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере], поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву» (Сура «аль-Аля», 87 / 14—15).

В аяте говорится:

«Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, когда она движется вслед за ним, клянусь днем, когда он освещает мир, клянусь ночью, когда она застилает мир, клянусь небом и Тем, кто его воздвиг, клянусь землей и Тем, кто ее простер! Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто ее сотворил и придал ей соразмерность, кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Преуспел тот, кто очистился душой. Понёс урон тот, кто сокрыл [злое] в душе.» (Сура «аш-Шамс», 91 / 1—10).

Цель Ислама — воспитать чуткого, тонкого, истинного, достойного человека. В Коране говорится:

«Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 2);

В другом аяте так сказано о мусульманах:

«Сердца коих при упоминании имени Аллаха трепещут от страха, которые терпеливы к тому, что их постигает, творят обрядовую молитву и расходуют [на пути Аллаха] из того, что Мы дали им в удел» (Сура «аль-Хадж», 22 / 35).

Коран предупреждает:

«Разве тот, чью грудь Он раскрыл для [приятия] Ислама, который озарен светом от Господа своего, [равен тому, чье сердце запечатано]? Горе тем, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха! Они — в явном заблуждении» (Сура «аз-Зумар», 39 / 22).

Без воспитания духовности человек будет угнетён своим же нафсом. В аяте говорится:

«Видел ли ты того, кто сделал своих богов предметом своей прихоти? Разве ты ответчик за него?» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 43).

В Коране порицаются люди, которые избрали приоритетом в жизни не божественное указание, а собственные желания:

«И какое бы знамение ты ни сотворил для тех, кому было даровано Писание прежде, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Одни не станут [лицом] к кибле других. А если будешь следовать их прихотям, после того как к тебе явилось [истинное] знание, то, воистину, ты станешь нечестивцем» (Сура «аль-Бакара», 2 / 145).

В Коране указана причина невежества: она исходит от принятия и поклонения только желаемого. Подчинился зову нафса тот человек, кто отдаляется от пути Аллаха, следует своим прихотям и поэтому старается сеять смуту.

Источник