Краткое жизнеописание Усмана ибн Аффана

Усман ибн Аффан — величайший сподвижник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), один из тех кто был обрадован Раем еще при своей жизни, тот, чья смерть шахидом была предсказана еще Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллам), третий праведный халиф, чья жизнь была настоящим примером самопожертвования на пути религии Аллаха.

Усману ибн Аффану (радыяллаху ‘анху) выпала на долю с благословения Всевышнего интересная судьба, которая является примером судьбы, одаренной благодатью Ислама. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) уделял особое внимание тому, чтобы у его сподвижников развивались их положительные качества, и для этого каждому из своих сподвижников он поручал заниматься именно теми делами, к которым этот сподвижник был предрасположен. Ибн Аффану (радыяллаху ‘анху), который был одним из тех людей, которыми доволен был Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), он (саллаллаху алейхи ва саллам) поручил заниматься вопросами подношений и даров, поскольку он был человеком щедрым и богатым, и это его качество проявилось в готовности помочь нуждающимся.

На те личностные качества, которыми обладал ибн Аффан, оказало влияние то, что он был уроженцем Таифа, как говорили современники. По другой версии он родился и вырос в Мекке, но даже если не принимать во внимание место его рождения, доподлинно известно, что семья, в которой вырос ибн Аффан, была богатой и обеспеченной, и занималась торговлей.

Важно в связи с вопросом происхождения Усмана (радыяллаху ‘анху) упомянуть о том, что с родом Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) была связана омейядское ответвление курайшитов через Абду Манафа, и эта ветвь в Мекке занимала место очень видное. Когда же в доисламские времена царила джахилийя, у курайшитов было выделено несколько родов или групп, из которых крупнейшими из которых были Хашима и Махзума. Таким же родом был и род Омейядов, который также принадлежал к знатным родам Мекки.

Усман (радыяллаху ‘анху) был любим курайшитами, и даже в то время ходила в народе поговорка «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана», которая лучше всего характеризует отношение соплеменников к нему.

Принятие Ислама

Ислам принял он сразу же, как только было ниспослано пророчество, в тот момент Усману (радыяллаху ‘анху) было тридцать лет. Абу Бакр сыграл немалую роль в принятии им ислама. Но после принятия ислама он столкнулся с негативным отношением со стороны своего дяди, который вел себя агрессивно и требовал, чтобы Усман вернулся в религию предков. Ибн Аффан же встал на защиту ислама и защищал веру в Аллаха, будучи непреклонным и не поддаваясь требованиям дяди. И настолько тверд был он, что дядя вскоре и сам принял ислам.

Первая хиджра

Первые мусульмане, последователи Аллаха, столкнулись с немалым притеснением со стороны курайшитов, так что они были вынуждены икать для себя новые земли обитания. В числе тех, кто переселился в Эфиопию, был и Усман. Вместе с остальными переселенцами он отправился на юго-запад от Мекки через гавань Шуайба в Эфиопию. В этом направлении отправились ибн Аффан и еще двенадцать мусульман, и его супруга Рукийя, которая была дочерью Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). Достигнув берега, с благословения Аллаха они наняли небольшие судна, на которых отплыли в Эфиопию.

Второе переселение в Эфиопию мухаджиров было совершено по этому же пути, который был на тот момент главной дорогой, ведущей в основной порт Шуайб. Тот факт, что дочь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) отправилась в путь вместе с Усманом, говорит о том, насколько Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) ценил Усмана, был доволен им и доверял ему. Подтверждением его благословению могут служить и слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману».

Сражения Усмана

Когда Усман ибн Аффан (радыяллаху ‘анху) переселился в Медину, он постоянно делился со своими братьями по вере всем тем, чем он владел, помогал Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллам) и мусульманам.

Усман принимал участие во всех военных сражениях, и только в битве при Бадре участия он не принимал, потому что сам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) оставил его дома, чтобы Усман мог ухаживать за своей женой, дочерью Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), которая слегла от болезни.

Худайбия

С именем Усмана связаны события, которые случились в Худейбийе, и о которых говорят как о «худейбийском перемирии» и клятве «Ридван». В тот год, когда в Худейбийю прибыл Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам), он, зная, с каким уважением к Усману (радыяллаху ‘анху) относятся курайшиты, послал его к ним.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) не сразу принял решение направить к неверным именно Усмана ибн Аффана – поначалу у него была мысль отправить послом Умара ибн Хаттаба, но сам Умар ибн Хаттаб (радыяллаху ‘анху) посоветовал Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллам) отправить именно Усмана ибн Аффана (радыяллаху ‘анху), поскольку все знали о том уважении, которое оказывали ему курайшиты. Когда же Усман явился к многобожникам, те его поприветствовали и предложили ему совершить «таваф» вокруг Каабы, но он отказался делать это, пока сам Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) не совершит таваф.

Когда же Усман долго не возвращался из Мекки, поползли слухи, что язычники его убили, и мусульмане решили отомстить за Усмана, присягнув Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллам). Тогда и была принесена известная присяга — клятва Ридван. Сподвижники Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) во время принесения этой клятвы складывали руки ладонями одна поверх другой, но, когда настала очередь класть ладонь Усману ибн Аффану (радыяллаху ‘анху), свою ладонь в знак благословения за него положил сам Пророк Аллаха Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам).

Обладатель двух сияний. Жены

У Усмана ибн Аффана было множество достоинств, он был одним из уважаемых людей своего времени. Он получил прозвище «обладатель двух сияний», поскольку его женами стали две дочери пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). После того, как его первая жена умерла, он взял в жены вторую дочь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). После этого Пророк Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллам) и сказал свою знаменитую фразу: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана», указывающую на то, как доволен был им Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам).

Поступки Усмана
Снаряжение армии

Усман ибн Аффан (радыяллаху ‘анху) был человеком очень щедрым, всегда готовым прийти на помощь и поддержать в трудную минуту. В девятом году хиджры это проявилось особенно, когда мусульмане готовились к походу на Табук. Мусульмане были бедны, и Усман снарядил их полностью, чтобы они смогли достойно выступить против армии византийцев, которая объединилась против мусульман, соединив тем самым свои возможности. Это был труднейший для мусульман поход, и Усман ибн Аффан очень помог войскам мусульман – каждый мусульманин был вооружен и снаряжен за его счет. У каждого из воинов были копья, оружие, еда и снаряжение, и этим его поступком был доволен Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), который произнес: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

История с колодцем

Неподалеку от Мечети Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) через пять километров на северо-запад от Медины до сих пор сохранилось место, которое в те времена, когда жил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам), называлось «биру Рум», а сейчас его называют колодцем Усмана. Уже четырнадцать столетий в это месте Всевышний Аллах ниспосылает своим рабам неиссякаемую милость, и этим мусульмане обязаны третьему праведному халифу Усману ибн Аффану (радыяллаху ‘анху), которым был доволен Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) и который являл собой образец щедрости и жертвенности.

Сад, в котором находится этот колодец рума, занимает особо важное место в истории об Усмане ибн Аффане, и находится он в районе, который называется Вади Эль-Акик. История этого колодца относит нас ко временам, когда происходили события хиджры (переселения), а также всеми теми событиями, которые происходили в последние годы. В те времена население города все время росло и множилось, и вопрос о поиске новых источников воды вставал все чаще и чаще. Владельцем этого колодца являлся в те времена человек, который не позволял пользоваться этим колодцем бесплатно, чем были недовольны жители. Но вода в этом колодце была очень вкусная и чистая. Сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) обратился к хозяину колодца с просьбой, чтобы тот разрешил пить эту воду людям бесплатно, и пообещал, что за это тот получит в Раю колодец. На просьбу Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) хозяин колодца ответил отказом, так как этот колодец был его единственным источником дохода и всем жителям города приходилось покупать воду колодца Рума, который был единственным источником питьевой воды в этой местности.

Вскоре об этом узнал Усман ибн Аффан (радыяллаху ‘анху), который из сподвижников был самым щедрым и самым богатым, и тогда он этот колодец выкупил у хозяина за крупную сумму –  двадцать тысяч дирхемов. После этого он отдал колодец для всеобщего пользования совершенно бесплатно, в качестве вакфа, и этим поступком был доволен Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам).

До сегодняшнего времени этот колодец сохранился и является исторической достопримечательностью. Однако, с течением времени колодец иссяк, подвергся перестройке, его стены были отстроены заново.

Расширение мечети Пророка

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сообщил, что слишком тесна стала мечеть Пророка, он (саллаллаху алейхи ва саллам) принял решение о покупке земли для расширения мечети. И тогда эту землю приобрел для мечети Усман ибн Аффан (радыяллаху ‘анху). С тех самых пор и по сей день, за каждый сделанный в ней земной поклон, получает награду Усман ибн Аффан.

Халифат Османа

историю как прекрасный помощник для халифов Умара ибн Хаттаба и Абу Бакра ас Сыддыка, он также входил в совет Шуры в качестве одного из членов. После того, как недовольными был убит Умар, халифом избрали с благословения Всевышнего именно Усмана ибн Аффана, хотя ему на тот момент было уже шестьдесят восемь лет.

Было восемь человек, которыми был доволен Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), и одним из этих восьмерых человек был именно Усман ибн Аффан. Из этих людей, которыми был доволен Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), к моменту, когда нужно было выбрать нового халифа, двое уже умерли. Выбор стоял между Али, который также относился к тем, кем доволен был Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), и ибн Аффаном, но окончательный вердикт вынес Абдуррахман ибн Ауф, который сообщил, что посоветовался со всем миром, и даже опросил простых людей, прохожих на улице. Усман ибн Аффан был щедрым, он был старше по возрасту, а также он был одним из чтецов Корана.

За время правления в роли халифа мусульмане завоевали много стран мира, основали военно-морской флот, который впоследствии захватил Кипр. Среди достижений ибн Аффана было и то, что завоевания Умара были им продолжены. При ибн Аффане продолжило свое расширение Исламское государство, на время его правления пришлось начало эпохи морских завоеваний в мусульманском мире, с началом которой Исламское государство стало морской державой, известной на весь мир.

Составление копий Корана

Наиболее крупным достижением Усмана ибн Аффана было то, что при нем было составлено четыре копии Корана. Эти копии отвезли в областные центры Халифата, и они представляли собой копии, которые были сняты с того экземпляра, который собрал Абу Бакр. Составленные копии и то, что они были распространены по областным центрам халифата, — вершина всей блестящей деятельности Усмана ибн Аффана по ценности для всего мира, поскольку эти копии стали основным источником копирования Священной Книги Всевышнего Корана для мусульман, живущих в каждом уголке Халифата.

Многие начинания и дела ибн Аффана стали судьбоносными для государства и всего мусульманского мира. Многие начинания Умара были им продолжены. Особое внимание ибн Аффан уделил делам судебным. Усман ибн Аффан построил первое в истории Ислама и мусульманского мира здание суда, при нем суд стал учреждением, а также он является основателем полиции в исламском государстве.

При нем с благословения Всевышнего велась правильная и эффективная финансовая политика, которая привела к тому, что государство расширилось, выросло всеобщее благосостояние и в умме даже начала распространяться роскошь.

Убийство

Он погиб от рук убийц в результате заговора некоторых лиц, но среди людей, участвующих в заговоре, не было ни одного сподвижника Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), хоть они и были недовольны. Среди подстрекателей был некто Абдулла ибн Саба, тайный иудей, который сумел своими интригами натравить на Усмана ибн Аффана группу людей. Известно об этом человеке, что он был иудеем из Саны в Йемене, а притворялся мусульманином, чтобы собрать вокруг себя, переезжая по миру, сторонников из недовольных, которые могли помочь ему распространить нечестивые нововведения в мусульманском мире, причинив тем самым вред исламу.

У ибн Аффана была возможность подавить силой выступления недовольных, но он предпочел урегулировать ситуацию миром, с помощью диалога, в ходе которого пытался обсудить доводы, которые выдвигали недовольные, с ними, но враги не останавливались в своих кознях. В результате все окончилось тем, что враги ворвались в дом Усмана, когда он читал Коран, накинулись на него и убили, а кровь его попала на страницы Корана в то место, где были аяты «Им достаточно Аллаха». Жена бросилась защищать халифа, но они ударили и ее. Усман ибн Аффан стал вторым халифом, погибшим смертью шахида от рук убийцы. Он был похоронен на очень важном и почитаемом для всех мусульман кладбище Баки, где похоронены сподвижники Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). Быть похороненным на этом кладбище – было желанием и благословением для любого праведного мусульманина.

Усман ибн Аффан (радыяллаху ‘анху) умер, когда ему шел восемьдесят второй год, но его великие качества сохранила для всех мусульман мира история – о его щедрости и скромности, милосердии и терпении, великодушии и ненависти к кровопролитиям известно каждому праведному мусульманину во всем мире.