Любовь и ревность
Ревность должна быть умеренной, не выходящей за рамки дозволенного Шариатом
На ревности держится такое чувство, как влюблённость. Ревность – это показатель интереса к человеку, в которого мы влюблены. Нет ревности – нет интереса, нет влюбленности. То же самое касается и человека, который интересуется нами.
Ревность – признак любви, это искусство причинять себе ещё больше зла, чем другим, это боязнь превосходства другого лица, источник мук для любящего и обид для любимой. Ревность всегда смотрит в подзорную трубу, делающую маленькие предметы большими, подозрения – истинами.
Поэтому проявляемая супругами ревность должна быть умеренной, не выходящей за рамки дозволенного Шариатом. Согласно Шариату, муж не должен подозрительно отслеживать каждый шаг своей жены, быть излишне мнительным, выдвигать беспочвенные обвинения, что разрушает взаимное доверие и любовь, вносит в семью дисгармонию.
Ислам запрещает частое проявление подозрительности. В Священном Коране говорится: (смысл):
«О вы, которые уверовали! Избегайте частых предположений (домыслов), ибо некоторые предположения (домыслы) греховны. Не выслеживайте [друг друга]…» (сура «Аль-Хужурат», аят 12).
Запрещается также шпионить, следить друг за другом, что обычно является следствием подозрений, также выискивать недостатки людей, то, что скрыто
от глаз посторонних.
Также запрещается без причины подозревать или обвинять жену, близких родственников в измене и т. д. Четвёртый праведный халиф и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Али (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Не излишествуй в ревности к своей жене, иначе из-за тебя будет опорочена её репутация».
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не взвинчивайте цену, не завидуйте друг другу, не проявляйте ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!» (аль-Бухари).
Необходимо придерживаться умеренности в том, что касается ревности, т. к. умеренная ревность не только необходима, но и похвальна. Муж не должен показывать свои сомнения в верности жены, устраивать сцены ревности по разным пустякам.
Нельзя преступать пределы разумного, плохо думая о жене, придираясь к ней и выслеживая её, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запрещал мужьям выискивать недостатки жён. Пророк (мир ему и благословение) запретил специально устраивать проверки для жены, например, внезапно появляться среди ночи и т. д.
Мужчине же не следует возвращаться домой после долгого отсутствия ночью, чтобы не получилось так, будто он в чём-то подозревает жену или выискивает её недостатки.
Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если кто-нибудь из вас будет долго отсутствовать (дома), не следует ему возвращаться к своей семье ночью» (аль-Бухари).
Также передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Если вернёшься (в свой город) ночью (после поездки), не приходи к своей семье, пока женщина, муж которой отсутствовал, не сбреет себе волосы на теле и непричёсанная не приведёт свои волосы в порядок» (аль-Бухари).
Если же муж уходит утром и приходит поздно ночью каждый день, то в этом нет ничего порицательного, потому что его ждут и знают, что он должен прийти, так же если он заранее сообщил, что прибудет ночью, т. к. хадис остерегает от внезапного прихода без предупреждения.
Женщина же должна сторониться чужих мужчин и вести себя как можно скромнее с ними. Если вдруг придётся говорить с ними, она должна притуплять взор и не находиться в том месте, которое будет вызывать какие-либо подозрения. Муж должен ревностно относиться к своей жене в пренебрежении ею запретами Шариата. Он должен запрещать ей ходить в порочные места, где совершают непристойные поступки и распутство.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине, Аллах ревнив и мусульманин ревнив. Аллах ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Аллах ему запретил» (Муслим).
Это означает, что мусульманин должен ревновать умеренно (разумно).
В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Аллаху; те же, что любит Аллах, – когда есть сомнения для ревности, те же, что ненавистны [Аллаху], – когда нет никаких подозрений для ревности» (Ибн Маджа).
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что (однажды) Саад бин Убада (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечом!» (Услышав это) Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Вас удивляет ревность Саада? Однако, поистине, я ещё более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я!» (аль-Бухари).
Мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, если он не является её ближайшим родственником (махрамом), и не должен приходить к женщине, мужа которой нет дома. Передают со слов Укбы бин Амира (да будет доволен им Аллах), что (однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ни в коем случае не входите к (посторонним) женщинам!» Один из ансаров спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! А что ты скажешь о хамуу (т. е. родственниках мужа)? (имеются в виду родные братья, дяди и племянники мужа)». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Такой родственник – смерть!» (аль-Бухари, Муслим). Имам ан-Навави пояснил: «В этом хадисе есть запрет на уединение с посторонней женщиной и разрешённость уединения с её махрамами, и в этих двух нет разногласия среди учёных».
А что касается слов Пророка (мир ему и благословение): «Хамуу – смерть!», то это означает, что опасение от такого родственника больше, чем от кого-либо другого, от него ожидается больше зла и искушения, т. к. у него есть возможность проникновения к женщине и уединения без того, чтобы кто-нибудь выразил ему порицание, в отличие от постороннего мужчины.
Под словом «хамуу» здесь подразумеваются родственники мужа, кроме его отца, деда, прадеда и его сыновей. Что касается его отца и его сыновей, то они являются махрамами для его жены и им разрешено уединяться с ней, и они не описываются смертью, а подразумеваются брат мужа, сын брата мужа, дядя, сын дяди и им подобные, кто не является махрамом.
Обычно люди проявляют послабление в этом отношении, и они уединяются с женой их близкого родственника, и это является смертью. Они более достойны запрета, чем вовсе посторонние, по причине того, что мы упомянули, и это, упомянутое мной, является правильным смыслом хадиса» (из пояснения имама ан-Навави к «Сахиху» Муслима).
Ибн Хаджар упомянул в толковании слов Пророка (мир ему и благословение): «Хамуу – смерть!» – несколько мнений, отметив: «Некоторые сказали, что уединение с хамуу может привести к погибели религии, если совершится грех, или к смерти, если случится грех и за это придётся побить камнями до смерти, или к погибели женщины путем её разлуки с её мужем, если его (мужа) побудит ревность к разводу с ней, на всё это указал аль-Куртуби. Ат-Табари сказал: «Имеется в виду, что уединение мужчины с женой его брата или сына его брата подобно смерти».
Арабы описывают неприятную вещь смертью. Сказал Ибн аль-Араби: «Это выражение, которое употребляют арабы, как, например, они говорят: «Лев – это смерть», т. е. во встрече с ним – смерть, и это значит: бойтесь его, как вы боитесь смерти…»
Ибн Хаджар упомянул мнения, а потом указал: «И сказал аль-Куртуби: «Это значит, что уединение родственника мужа с женой мужа подобно смерти в пагубности и отвратительности, т. е. это является запрещённым, запрет которого очевиден. Он усилил предостережение от этого и уподобил это смерти по причине проявления послабления в этом отношении со стороны
жены и мужа, т. к. это обычно среди них, как будто он не является посторонним для женщины» (Фатх аль-Барри).
Передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что, когда мы сидели возле Пророка (мир ему и благословение), он сказал: «Я увидел себя во сне, что нахожусь в Раю, и вдруг одна женщина совершает омовение возле дворца. Я спросил: «Для кого эта женщина?» «Для Умара», – ответили мне, в этот момент я вспомнил ревность Умара и повернулся к ней спиной». Услышав это, Умар (да будет доволен им Аллах) заплакал, находясь в
этом маджлисе, и сказал: «Разве и к тебе, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я ревную?».
Сообщается, что Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), сказала: «…Однажды я несла эти косточки (имеется в виду финиковые) на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которого сопровождало несколько человек из числа ансаров. Пророк (мир ему и благословение) подозвал меня и сказал: «Их, их!» (слова, которые произносят для посадки верблюда на колени), – желая посадить меня в седло позади себя. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив о Зубайре (да будет доволен им Аллах) и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых людей.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к Зубайру (да будет доволен им Аллах) и сказала (ему):
«Когда я несла на голове финиковые косточки, меня повстречал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с группой своих сподвижников, и он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности…» (аль-Бухари).
Эти хадисы говорят, что жена должна сторониться мест, которые вызывают ревность мужа. Примером служит дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), которая отказалась сесть с Пророком (мир ему и благословение) на одного верблюда, вспомнив ревность своего мужа Зубайра (да будет доволен им Аллах).
Ревность женщины
Конечно же, женщина не может быть свободна полностью от ревности, т. к. это приводит к безразличию по отношению к своему мужу, но она должна следить за собой, чтобы ревность проявлялась умеренно и не заставляла её совершать вещи, выходящие за рамки дозволенного Шариатом, и не вызывала гнева Всевышнего.
Ревность проявлялась и среди жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Мать правоверных и жена Пророка (мир ему и благословение) Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я не ревновала ни к одной из жён Пророка (мир ему и благословение) так, как ревновала к Хадидже (да будет доволен ею Аллах), хотя она умерла за 3 года до того, как он взял меня в жёны, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал зарезать овцу и делить её между людьми как милостыню в память о Хадидже (да будет доволен ею Аллах). И я часто говорила ему: «Как будто в мире не было никого, кроме Хадиджи (да будет доволен ею Аллах)!» Но он отвечал мне: «Она была моей женой и родила мне ребёнка»» (аль-Бухари).
Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Уже после смерти Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) её сестра Хала, дочь Хувайлида, попросила разрешения войти к Пророку (мир ему и благословение) (а её голос был очень похож на голос Хадиджи (да будет доволен ею Аллах)), и ему показалось, что это говорит Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), и он вздрогнул, а потом сказал: «О Боже, ведь это Хала!» Я, полная ревности, воскликнула: “Что ты вспоминаешь красноликую курайшитскую старуху, которая давно умерла! Всевышний дал тебе вместо неё жену получше (имея в виду себя)»» (аль-Бухари).
Хотя жёны Пророка (мир ему и благословение) и проявляли свою ревность, но это не приводило их к тому, чтобы они совершали что-либо выходящее за рамки дозволенного Шариатом.