МЕСТО ТРУДА В ИСЛАМЕ
МЕСТО ТРУДА В ИСЛАМЕ
В исламе особое значение имеет трудолюбие мусульманина, его труд и соответственно награда за труд. Всевышний Аллах создал всю природу на благо человека, и он в полной мере имеет права пользоваться благами природы.
В 70-ом аяте суре «Бани Исра’иль» Всевышний Аллах сказал:
«Мы поставили человека на почетное место, дали возможность жить на суше и воде, Мы создали его для благих дел и вознесли над всем живым, что Сами создали». Мольба и труд это возможность трудиться – это истинное благодарность раба, посредством которого раб познает благо и награду. Доказательства тому является 39-42 аяты в суре «ан-Наджм» где говорится:
«Человек достигнет успеха через праведные труды свои. И познает он плоды своего труда. И вскоре получит он щедрые результаты своих деяний. И, несомненно, он попадает к Нему».
Естественно, за трудом стоит награда и прибыль в суре «аль-Бакара», 22 аяте сказано:
«…Благодатный дождь дает жизнь растениям, дает вам пищу». Трудящийся раб Аллаха благодаря милости Всевышнего получает и пищу, и прибыль. Если в древности земледелие или животноводство были основными видами физического труда, в современных реалиях виды труда разнообразны, имеется ввиду умственный и педагогический труд и.т.д. Достопочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Для каждого мусульманина честно трудиться — это фарз (обязанность)»
Пророк и царь Дауд (мир ему!) по вечерам выходил, переодеваясь так, чтобы его никто не узнавал и обходил свой народ и спрашивал об образе жизни Дауда. Однажды в образе человека явился ангел Джабраиль (мир ему!) и спросил его Дауд (мир ему!): «Что ты скажешь о жизни Дауда?», на что тот ответил: «Он прекрасный человек, если бы только не то, что он питается из казны, а не питается плодами своих рук». И вернулся Дауд (мир ему!) к себе, плача и горюя, и обратился к Аллаху со словами: «О, Аллах! Научи меня ремеслу, чтобы я смог с твоей помощью находить себе пропитание своим трудом». Тогда Аллах научил его ковке кольчуг.
Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует!) увидев загрубевшие от труда руки сподвижника Са’да ибн Му’аза сказал: «Такие руки благословляет Аллах». Исходя из изречений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) можно сказать, что, деньги, заработанные честным трудом, и потраченные на нужды семьи записываются как садака (милостыня), а во время усталого сна прощаются грехи главы семьи».
Человек своим трудом не только зарабатывает пропитание и обеспечивает себе прирост капитала, тем самым меняет качество жизни. Но мы не должны забывать, что наделяет нас уделом только Всевышний Аллах и Он воздает за старания. Поэтому богобоязненность это важный аспект в жизни каждого мусульманина. Потому что зарабатывать нужно лишь дозволенным путем, ведь запретным путем зарабатывать запретил сам Всевышний Аллах.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Перед Судным днем люди перестанут обращать, внимание на зарабатываемые деньги» имеется, что признаком Конца света будет то, что люди будут только обращать внимание на прибыль, а не на его запретность или дозволенность. Поэтому и важна богобоязненность, ведь за честность заработанным стоит баракат (благословение), исходя, из этого и труд, и зарабатываемые деньги должны быть честными.
Важно и то, что мусульманин как индивидуум должен быть обладателем профессий, потому что ученные Ислама объясняют, что после приобретения знания, следующим фарзом (обязанностью) является приобретение хорошей профессий.
Мусульмане должны помнить что, богатство не главная цель правоверного, целью является дозволенность добываемого заработка. Мы должны помнить, что за тем, когда мы создаем труд или условия для труда, за ним стоит заработок наделенный баракатом. Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, сказал: «Нельзя обогатиться лишь мечтая о богатстве» (имеется ввиду, что нужен харакат, т.е. действие и труд, а за ним последует и баракат (благословение).
Основная часть сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) были богатыми торговцами, но в то же время они были богобоязненными людьми. ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф не представлял своей жизни без труда и считал низостью пользоваться плодами труда посторонних людей. Он оставил в Мекке все свое имущество, когда перебрался в Медину. А когда один из знатных ансаров – ближайших помощников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Са’ид ибн Раби’ предложил своему другу: «О, ‘Абдуррахман! Как ты знаешь, я самый состоятельный человек в этом городе готов передать тебе половину из своего богатства, помимо этого, у меня есть две жены, выбирай из них одну, я готов совершить талак, с условием, что ты женишься на ней». Хазрати ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф сердечно поблагодарил его и сказал: «Пусть Всевышний возблагодарит тебя за все и преумножит твое состояние. Мне ничего не надо, только покажи, где у вас тут торговые места». Он направился в город и принялся создавать торговое место и за короткий срок возобновил свое предприятие (Сахих Бухари).
По этому поводу в книге Ибн аль-Хаджара аль-‘Аскалани «аль-Мунаббихат» говорится, что «Признак истинного мусульманина в том, что он, тратит имущество и в бедности, и в богатстве одинаково (то есть только на дозволенное)». Трудясь, мы подаём пример детям и прививаем любовь к труду. Иждивенческое настроение на подобие до сорока лет отец обеспечивает, а после сорока лет сын обеспечивает, не присущ мусульманину. Человек должен трудиться, зарабатывать, ведь в этом есть благо, именно зарабатывать, а не мечтать о больших и легких деньгах. В суре «аш-Шура», 27 аяте сказано:
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о своих рабах и видит их».
Некоторые люди могут из-за слабого веры мечтать о больших деньгах, но Аллах, зная своего раба, дает его в меру, дабы человек не испортился. ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Аллах нас испытал бедностью, мы прошли это испытание, а когда Он нас испытал богатством, мы не смогли пройти испытание». Малым ли окажется наш удел либо большим, мы должны помнить, что заработанное честным трудом имущество дозволено и оно слаще и угодное Всевышнему Аллаху. Дозволенное добывается тяжело, а запретное легко.
Что же касается сунны, то указанием на это служат слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!): «Поистине любому из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на собственной спине лучше, чем приходить к кому бы то ни было, и обращаться к нему с просьбами (а потом ждать), даст он что-нибудь или откажет». Сообщается, что, когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), спросили: «О, Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?», – он ответил: «(Заработанное) человеком трудом его рук и (заработанное) любой честной торговлей».
Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Лучшим заработком является заработанный руками трудящегося, если он проявлял искренность». Это значит – если он проявлял мастерство, избегал обмана и всё сделал, как полагается.
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, возлагая свои надежды только на слова «О, Аллах, даруй мне средства к существованию!» /Аллахумма-рзукни!/, ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падает». Сообщается, что ‘Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине ненавистен мне вид человека, не занятого ни делами мира этого, ни делами мира иного!».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), говоривший о птицах, сказал: «…которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными», ведь здесь подразумевается, что утром они улетают на поиски своего удела. Известно, что сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), занимались торговлей, путешествуя по суше и по морю, и возделывали свои пальмовые рощи, а с них необходимо брать пример. Тем из них, у кого не было имущества, доставшегося им по наследству, приходилось либо зарабатывать на жизнь своим трудом, либо заниматься торговлей.
Для того чтобы человеку было легко проявлять искренность, он обязательно должен быть убеждён в том, что прибыль и богатство мира вечного лучше прибыли этого мира и что мирские блага могут приносить пользу, пока человек жив; когда же приходит смерть, всё это исчезает, а все несправедливости и грехи, связанные со стяжанием богатств, остаются, так как же может разумный человек предпочесть низкое лучшему? Не следует забывать о том, что всё благо заключается в здравости религии. Человек, который поймёт, что подобные вещи наносят ущерб его вере и что вера станет его капиталом для торговли в мире вечном, не будет растрачивать свой капитал, приготовленный для бесконечной жизни, ради прибыли, которая будет приносить ему пользу считанные дни.





