Между страхом и надеждой

В Коране сказано: «… Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (Сура «аль-Араф», аят 56). Всевышний Аллах объединил в этом Аяте страх и надежду, чтобы они всегда присутствовали у Его раба, так как Он сказал: «… Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (Сура «аль-Исра», Аят 57). Осознание того, что мы вернемся к Аллаху, и что Его наказание велико, обуславливает необходимость страха, а осознание милости Аллаха и бескрайности Его вознаграждений обуславливает необходимость надежды. Всемогущий Господь говорит: «Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный, но наказание Мое – наказание мучительное» (Сура «аль-Хиджа», Аят 50). Согласно хадису признающий щедрость Аллаха надеется на Него, а боящийся Его наказания испытывает страх перед Ним. Если взвесить страх и надежду верующего, то они должны быть равны, хотя рекомендуется, чтобы у раба Аллаха на протяжении всей его жизни доминировало чувство страха, чтобы это привело его к повиновению в поклонении и отречению от греховного. Однако в предсмертном состоянии в человеке должно доминировать чувство надежды из-за слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Пусть никто из вас не умрет, кроме как с хорошим мнением об Аллахе, Пречист Он и Велик».

Необходимо знать, что страх бывает 3 видов:

  1. Слабый страх: он возникает в сердце, но не имеет никакого эффекта ни на внутреннее, ни на внешнее состояние человека, и поэтому существование такого вида страха ничем не отличается от его отсутствия.
  2. Необходимый страх: он пробуждает раба от его невежества и способствует укреплению человека в Религии.
  3. Чрезмерный страх: он приводит человека к отчаянию и к потере надежды, что является недопустимым. Лучшее из всего этого – середина, то есть необходимый страх.

У людей бывает 3 состояния относительно страха:

  1. Общий страх из-за плохих поступков.
  2. Высший страх из-за предопределенности судьбы.
  3. Наивысший страх из-за предопределенности всеобщего конца, так как предопределённость судьбы основывается на этом.

Необходимо также знать, что надежда бывает 3 видов:

  1. Похвальная надежда: надежда на милость Аллаха и совершение поступков, которые будут причиной этого, как выполнение предписанного поклонения и отказа от греховного.
  2. Надежда-самообман: надежда, сопровождающая переход границ дозволенного и греховных поступков.
  3. Запрещенная надежда: сильная надежда, трансформирующаяся  в чувство безопасности.

У людей бывает 3 состояния относительно надежды:

  1. Общая надежда на получение награды от Аллаха.
  2. Высшая надежда на великое удовольствие от Аллаха.
  3. Наивысшая надежда встретить Аллаха из-за любви к Нему и тоски по Нему.

 

Ибн Джузай аль-Кальби

 Источник