На какой вопрос Пророк (ﷺ) ответил «не знаю»?

Сегодня мы живем в мире высоких технологий, и от людей очень трудно скрыть какой-либо факт. Любой житель нашей планеты от мала до велика вне зависимости его социального положения, имея на руках гаджет с выходом в интернет, может быть в курсе всего, что происходит в мире.

Руководитель компании, например, находясь в хадже далеко от своей строительной площадки, может наблюдать через IP-камеры на экране своего гаджета за ходом всех проводимых его подчинёнными работ. Точно так же глава семейства может, находясь на работе или в командировке, в режиме онлайн наблюдать за всем, что происходит у него дома.

Таких примеров прогресса в науке и технике можно привести очень много. Однако уровень базовых знаний школьников, студентов и даже преподавателей оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что обучение стало более чем доступным, багаж знаний большинства выпускников учебных заведений всех уровней остаётся очень лёгким.

Однако желающих отвечать на вопросы любой сложности, особенно в сфере религии, в последнее время появилось очень много. Таких людей много на просторах интернета, среди пользователей соцсетей. Их немало и в реальной жизни.

Наверное, каждый из нас был свидетелем случая, когда кто-то из прихожан задаёт имаму мечети вопрос, но, пока имам размышляет, как лучше ответить на этот вопрос, несколько человек предлагают свои «самые верные и интересные» ответы. Но даже лучшие люди нашей уммы, большие учёные и имамы на многие вопросы, в которых они не разбирались, спокойно отвечали: «НЕ ЗНАЮ!»

Однажды имаму Абу Юсуфу (одному из известных учеников Абу Ханифы), который был верховным судьёй халифата во время правления халифа Харуна Ар-Рашида, задали вопрос, на который он ответил: «Я НЕ ЗНАЮ». Тогда спрашивающий сказал: «Ты получаешь содержание из государственной казны и не можешь ответить на вопрос».

В ответ на это Абу Юсуф объяснил этому человеку, что лучше не отвечать на вопросы, чем давать неправильные или сомнительные ответы, и сказал: «Из государственной казны я получаю в соответствии со своими знаниями. Если бы я брал деньги за то, чего не знаю, то мне бы не хватило всей государственной казны».

Однажды к Имаму Малику (радыяллаху ‘анху) издалека прибыла группа людей в надежде получить ответы на свои вопросы. Однако имам сказал, что из 40 вопросов на 36 он не знает ответа.

Они сказали: «О имам, мы приехали издалека, оставив позади длинный путь, чтобы ты развеял наши сомнения в этих вопросах, и что же мы скажем тем, кто ждёт этих ответов?». Имам ответил: «Вы скажите им, что Малик НЕ ЗНАЕТ».

От Ибн Мас‘уда (радыяллаху ‘анху) передаётся:

من أفتى الناسَ في كلِّ ما يستفتونه، فهو مَجنونٌ

«Тот, кто выносит людям фетву (решение) относительно всего того, о чём спрашивают его, является сумасшедшим». (Ад-Дарими)

Также от Зайда ибн Сабита (радыяллаху ‘анху) передаётся, что когда к нему обращались с вопросом относительно чего-либо, он спрашивал: «Был ли такой случай?»

Если ему отвечали, что нет, он говорил: «Оставьте, пока не случится!» (Аль-Хатиб Аль-Багдади).

Имам Аш-Шаби говорил: «Сказать «НЕ ЗНАЮ» – это половина знания».

Смотрите, как не спешили с ответами эти великие люди и как часто говорили: «НЕ ЗНАЮ». Однако в наши дни мало кто осмеливается признаться, что не знает ответа на тот или иной вопрос. К великому сожалению, некоторые начинают в таких случаях придумывать отсебятину и отвечать на вопросы собственными умозаключениями.

Действительно, человеку, которого считают обладателем определённых знаний, нелегко оказаться в такой ситуации и не знать ответа, которого от него ожидают. И поэтому люди, чтобы любыми путями избежать ответа «не знаю», предлагают свои ответы.

Непонятно, почему эти люди так поступают, если Имам пророков, наилучший из богобоязненных, пример для праведных и самый искренний из искренних – Мухаммад , когда сталкивался с тем, о чём он не обладал знанием от своего Господа, не спешил с ответом, пока не приходила весть об этом от его Господа.

От Джубайра ибн Мут’има (радыяллаху ‘анху) передаётся:

أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، أَيُّ الْبُلْدَانِ شَرٌّ؟ قَالَ: فَقَالَ: لَا أَدْرِيفَلَمَّا أَتَاهُ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَامُ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ، أَيُّ الْبُلْدَانِ شَرٌّ؟ » قَالَ: لَا أَدْرِي حَتَّى أَسْأَلَ رَبِّي عَزَّ وَجَلَّ. فَانْطَلَقَ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَامُ، ثُمَّ مَكَثَ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ يَمْكُثَ، ثُمَّ جَاءَ، فَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ، إِنَّكَ سَأَلْتَنِي أَيُّ الْبُلْدَانِ شَرٌّ، فَقُلْتُ: لَا أَدْرِي، وَإِنِّي سَأَلْتُ رَبِّي عَزَّ وَجَلَّ: أَيُّ الْبُلْدَانِ شَرٌّ؟ فَقَالَ: أَسْوَاقُهَا

«Однажды некий человек пришёл к Пророку (салаллаху алейхи ва саллям) и спросил его: «Какое место в городе является наихудшим?«. Он ответил: «Я НЕ ЗНАЮ«. Когда к Пророку (салаллаху алейхи ва саллям) явился Джабраил (алейхи салям), то он спросил его: «О Джабраил! Какое место в городе является наихудшим?» Он ответил: «Я не знаю, пока не спрошу своего Господа«.

После чего Джабраил удалился и отсутствовал столько, сколько пожелал Аллах, а затем пришёл и сказал: «О Мухаммад, ты спрашивал меня о наихудшем месте в городе, и я ответил тебе: «Я не знаю». Так вот, я спросил своего Господа: «Какое место в городе является наихудшим?» Он ответил: «Наихудшим местом в городе является рынок«»». (Имам Ахмад)

СубханаЛлах, какое же великое место в Исламе занимает выражение «Я НЕ ЗНАЮ»! Сам Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) на вопрос этого человека: «Какое место в городе является наихудшим?» ответил: «Я не знаю». Точно так же поступил и Джабраил (алейхи салям).

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), будучи лучшим из людей, оставался скромным и не говорил того, чего не знает, даже несмотря на то, что люди могли поверить каждому его слову. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), ангел Джабраил (алейхи салям), сподвижники, имамы мазхабов и другие великие учёные (да будет доволен ими всеми Аллах) не боялись сказать «НЕ ЗНАЮ».

Они знали о наказании, которое предусмотрено для тех, кто говорит, не обладая знаниями, и о достоинстве тех, кто знает ограничения и остаётся смиренным.

Когда вам задают вопрос, а вы не знаете ответа, особенно если это касается религии, не бойтесь говорить, что не знаете. Лучше оказаться в затруднительном положении перед людьми за незнание, нежели оказаться в трудном положении перед Всевышним Аллахом за ответ без знания.

Тот, кто отвечает на все вопросы и бахвалится своими познаниями, объявляет о своём невежестве. А тот, кто отвечает «Я не знаю ответа, отвечу, когда узнаю», действительно является знающим. Если человек, к которому обращаются с каким-либо вопросом, не знает на него ответа, то он должен сказать: «Я не знаю, посмотрю в книгах, если найду что-то, то отвечу».

Источник