Насколько большим грехом является ложная клятва?
Ложная клятва подразумевает попытку представить правильным то, что противоречит действительности. Человек, дающий ложную клятву, клевещет на Аллаха Всевышнего и пытается прикрыть ложь, Его священным именем. Именно поэтому посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) упомянул ложную клятву в числе самых тяжких грехов (Бухари, Адаб, 6).
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Аллаха, и вам будут уготованы великие мучения» (ан-Нахль 16/94).
Этот аят ясно говорит о том, что наказанием за ложную клятву, будет божественный гнев.
Человек, который дал клятву на будущее, а затем нарушил ее, может очиститься от греха нарушения клятвы, выплатив каффарат. Однако лживая клятва это настолько большой грех, что даже каффарат не является достаточным наказанием за это, поэтому говорят, что за ложную клятву нет каффарата.
Человек, совершивший такой большой грех, должен искренне покаяться переда Аллахом Всевышним, просить у Него прощения и больше никогда впредь не совершать подобного греха.
Если же посредством ложной клятвы человек вдобавок к этому ущемил права других людей, то тем самым он совершил двойной грех. До тех пор, пока он не возместит другим людям их права, он не сможет очиститься от совершенного греха лишь покаянием.
Например, если человек поклянется Аллахом, что вернул долг, которого он на самом деле не возвращал, при этом займодавец не сможет подтвердить того, что давал этому человеку деньги в долг, и вследствие этого судья вынесет решение о том, что человек, принесший клятву, свободен от бремени долга, то человек, принесший эту клятву, одновременно совершит два больших греха. То есть совершит грех, дав ложную клятву, и кроме того, совершит грех, не вернув долг и присвоив себе эти деньги обманным путем.
Кроме того, у некоторых людей есть очень скверная привычка клясться по любому поводу. Конечно, это не сравнится по своей тяжести с ложной клятвой, но поминание имени Аллаха Всевышнего всуе, без должного уважения и в неподходящих ситуациях является грехом. Поэтому необходимо избавляться от такой привычки и прибегать к клятвам лишь в очень важных случаях.