Некоторые особенности поста Пророка Мухаммада ﷺ

Передают со слов ‘Аиши:

«Иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: “Да ведь он не разговляется!” А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: “Да ведь он не постится!” Я никогда не видела, чтобы помимо Рамадана он постился в течение всего месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Ша‘бане». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у последнего.

Комментарий

Этот хадис свидетельствует о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился ежедневно только в месяце Рамадан. Что же касается остальных месяцев, то иногда он постился в течение нескольких дней подряд, а иногда не постился вообще. Очевидно, это было связано с обстоятельствами, которые зачастую не позволяли ему целиком и полностью посвятить себя поклонению. Из этого хадиса также следует, что чаще всего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал добровольный пост в месяце Ша‘бан. Существуют различные объяснения тому, зачем он поступал так.

Ат-Табарани передал хадис со слов ‘Аиши, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился по три дня в каждом месяце. Если же он не постился в эти дни, то откладывал этот пост на месяц Ша‘бан. Однако этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Ибн Абу Лейла, признанный слабым рассказчиком.

Ат-Тирмизи передал хадис со слов Анаса, в котором сообщается, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой пост является самым лучшим?» Он ответил: «Пост в месяце Ша‘бан для возвеличивания Рамадана». Ат-Тирмизи сказал, что одним из рассказчиков этого хадиса был Садака ибн Муса, признанный несильным рассказчиком.

Абу Давуд и ан-Насаи передали хадис со слов Усамы ибн Зейда, в котором сообщается, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в месяце Ша‘бан». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост». Ибн Хузейма назвал этот хадис достоверным.

Вероятно, каждая из перечисленных причин могла повлиять на решение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, усердно поститься в Ша‘бане. Это абсолютно не противоречит достоверному хадису, рассказанному со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После поста в месяце Рамадан самым лучшим является пост в месяце, который вы называете священным». Ан-Навави сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в Ша‘бане, потому что знание о превосходстве поста в Мухарраме было ниспослано ему в конце жизни.

Говоря о причинах продолжительного поста в Ша‘бане, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом». Из этого следует, что пост в месяце Раджаб также относится к достойным поступкам. Существует мнение, что под почитанием Раджаба подразумеваются жертвоприношения языческим идолам, которые арабские язычники совершали в месяце Раджаб. Однако это толкование противоречит смыслу этого хадиса.

Совершенно очевидно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду сподвижников, которые усердно постились в Рамадане и Раджабе, но не придавали особого значения поклонению в Ша‘бане. Следует отметить, что сподвижники постились в Раджабе, потому что пост в запретные месяцы является желательным. Передают, что мужчина родом из племени Бахила рассказывал, что однажды он пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал:

«О Посланник Аллаха! Я – тот самый мужчина, который пришел к тебе в первом году». Он спросил: «Почему же твое тело настолько истощено?» Он сказал: «Я никогда не кушал днем. Я кушал только по ночам». Он сказал: «А кто приказал тебе причинять страдания себе самому?» Он сказал: «О Посланник Аллаха! Я способен на еще большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще один день». Мужчина сказал: «Я способен на большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще два дня». Он сказал: «Я способен на большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще три дня». Мужчина сказал: «Я способен на большее». Тогда он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще три дня. И постись в запретные месяцы». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа, причем текст хадиса принадлежит последнему. Абу аль-Касим аль-Багави сказал, что этого мужчину звали ‘Абдуллах ибн аль-Харас. Под месяцем терпения здесь подразумевается Рамадан. Под тремя днями – три дня в месяце Шавваль. Ранее мы уже говорили о том, что желательно поститься в течение шести дней в месяце Шавваль. А под запретными месяцами подразумеваются месяцы Зуль ка‘да, Зуль хиджжа, Мухаррам и Раджаб.

Из этого хадиса не следует понимать, что поститься в запретные месяцы следует ежедневно, поскольку в версии Абу Давуда говорится: «Постись в запретный месяц и разговляйся. Постись в запретный месяц и разговляйся. Постись в запретный месяц и разговляйся». Ранее мы также отметили, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился ежедневно только в Рамадане.