О чем говорил Пророк Мухаммад (ﷺ) в своей самой первой проповеди?

Во время хиджры Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на короткое время остановился в поселении Куба, неподалеку от Лучезарной Медины, где была построена первая мечеть и совершен первый в истории ислама Джума намаз. Это произошло 12 дня месяца Рабигуль-Ауваль.

Здесь Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал свою первую хутбу, которая была посвящена понятию богобоязни (таква):

«Хвала Аллаху! Я восхваляю Его, прошу у Него помощи, прощения и наставления на прямой путь. Я верю в Него, не отрицаю Его и враждую с теми, кто отвергает Его. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и снова свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Аллах направил его с наставлениями на прямой путь, истинной религией, светом, назиданиями и мудростью в такие времена, когда пророков забыли, знание уменьшилось, люди сбились с пути и остались без наставника, приблизился Судный день и конец мира недалек.

Тот, кто подчиняется Аллаху и Его посланнику, обрел прямой путь. А кто непокорен Аллаху и Его посланнику, тот преступил границы. Я наставляю вас быть богобоязненными. А самое лучшее наставление, которое может дать мусульманин мусульманину – это призыв к деяниям, которые принесут пользу в будущей жизни, и к богобоязненности. Как Аллах повелел вам остерегаться Его (гнева), так остерегайтесь его. Ибо богобоязненность (таква) будет истинным помощником для обретения того, на что они надеются в будущей жизни, для людей, которые боятся Аллаха и действуют, остерегаясь Его гнева.

Для человека, который верен договору, заключенному им с Аллахом, стремится улучшить свои скрытые и явные деяния, и, совершая эти деяния, имеет намерение только обрести довольство Аллаха, это является честью в этом мире, а после смерти, когда человек будет так нуждаться в том, что сделал в земной жизни, станет пропитанием. Что же касается других деяний, то человек пожелает, чтобы отдалиться от них, насколько можно.

«Аллах предостерегает вас от самого Себя. Аллах, воистину, сострадателен к рабам» (Али Имран, аят–30).