Основной доклад Директора Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарида хазрата Салмана на IX Международной исламской богословской конференции

بســـــــــــم الله الرحـمـن الرحـيـم 

Хвала Аллаху, Творцу мироздания, говорящему «Будь, стань!» и оно совершается! Хвала Тому, кто повелевал Своим писцам письменной тростью записать все то, что было, есть и будет и поклялся величием Пера, сказав:  (Нун. Клянусь пером и тем, что они пишут!)

Хвала Тому, Кто сказал своему любимцу, нашему господину Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) (Читай (и возгласи)! Во имя Бога твоего, Кто сотворил — Кто создал человека из сгустка. Читай! Господь твой — самый щедрый! Он — Тот, Кто (человеку дал) перо и научил человека тому чего он не знал).

И да благословит его Аллах, его род и сподвижников и приветствует!

Уважаемое высокое собрание!

Уверен, что каждый из находящихся в этом зале знает, что Всевышний Аллах ниспослал человечеству Священный Коран и передал его через своего любимца нашего господина Мухаммада на благословенной земле Хиджаза, затем был там же записан, зафиксирован и собран в мусхаф. Затем на благодатной земле Ирака написание его текста был усовершенствовано и огласовано, на земле Матери мира – Египта озвучено и украшено голосами, подобными голосу пророка Дауда (мир ему), читавшему Забур, на земле Магриба и Андалуса тысячами тысяч было заучено наизусть, в Стамбуле и землях османов переписано умелыми руками каллиграфов, и наконец, впервые руками мусульман и для самих мусульман напечатано здесь в Казани и с особым трепетом был назван Казан басмасы, мусхаф Казан, казанское издание Священного Корана.

Вновь приветствую Вас всех в этом городе, которое по воле Всевышнего, был наделён этой высокой миссией. Внося свой вклад в дальнейшее развитие коранических наук Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан сегодня проводит IX Международную исламскую конференцию.

Неслучайно и то, что тема Конференции определена как «Технологии на службе Священного Корана: от каляма до компьютера». Для татарского народа, внёсшего свой достойный вклад в мировую мусульманскую цивилизацию, этот процесс сыграл особую роль в его дальнейшем развитии.  Печать в 1803 г. первого издания Священного Корана в г. Казани, вошедшего в история под названием «Казан басмасы», стало началом процесса мусульманского коранопечатания. Издание Священного Корана в г. Казани в своё время, использование передовых и доступных технологий своей эпохи оказало непосредственное влияние на процесс его печати во всем мусульманском мире. Продолжая пополнять славное наследие предков сегодня на пути служения Книге Всевышнего Аллаха работают Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Болгарская исламская академия, Российский Исламский институт, Центр подготовки хафизов при РИИ, Медресе им. 1000-летия принятия Ислама, Центр исламоведческих наук Академии Наук Республики Татарстан.

Наука, в числе прочих, изучает развитие человеческого общества по уровню развития технологий. Что такое технологии? В нашем случае, по определению, это совокупность методов обработки, изготовления производства каких-то предметов или вещей, артефактов культуры. Технологии — это достаточно сложное системное образование, имеющее существенные признаки. Среди этих признаков нужно выделить специально выбранные и обусловленные состоянием уровня знания методы человеческой деятельности. Технологии всегда подчинялись ценностным доминантам, характерным для своей культуры. Самое важное же то, что технологии создавались и существуют как организующее ядро общественной жизнедеятельности. Каждому временному участку движения общества вперёд присуще развитие или технологии в целом, или же ее узкого спектра. Со времени первого ниспослания Божественной истины в виде коранических сур и аятов люди пытались использовать технологии своей эпохи для фиксации духовной Истины и запечатления ее в материальном воплощении. VII век — это век использования пальмовых листьев, костей животных, иного подручного материала, затем вплоть до XVI века – дорогостоящие пергамент и бумага и переписывание от руки. XVI-XVII вв. – первые попытки использования уже более усовершенствованных технологий эпохи и появление Священного Корана в виде считанных экземпляров печатных изданий; начало XIX в. – применение печатного станка для массового производства книжной продукции; XX в. – усиленное развитие книжного искусства и, наконец, XXI в. – переход к цифровому производству, цифровизации технологий. На всем протяжении развития общества технологии служили ее интересам и потребностям. Так Священный Коран, Калям Шариф (Божье Слово) прошёл долгий полуторатысячный путь, чтобы материально воплотится в продукт своей эпохи: от запечатлённых выбиванием долота надписей на камне к сложным цифровым операциям.

Как видно, воплощение Священного Корана в виде книги прошло долгий и сложный путь. Путь в начале, которого было написано от 4 до 8 мусхафов, а сегодня тиража, дошедшего тысяч миллионов экземпляров. Это путь, когда неизвестные мастера выдалбливали долотом или выцарапывали острием гвоздя аяты на придорожных камнях и скалах и дошедший до издания Священного Корана, который по куар-коду и выбору владельца книги может начать декламацию голосом дорогого для слушателя чтеца Корана. Путь, в начале которого была простая письменная трость, которая преисполнена гордости ввиду божественной клятвой её, а сегодня процесс сопровождается сложнейшими компьютерными программами и цифровыми технологиями. Использование современных технологий вызвало дискуссии и поиски ответов на очень сложные вопросы фикха, связанные со чтением Священного Корана с экрана смартфона или прослушивания его с телевизора. И, думается, что здесь умма вновь находится в самом начале нового направления в изучении проблем и ситуаций, связанных с технологиями.

Уважаемое Собрание!

IX Международная исламская конференция «Технологии на службе Священного Корана: от каляма до компьютера» проходит в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». В работе Конференции участвуют видные отечественные и зарубежные учёные и богословы, уже внёсшие огромный вклад в развитие современной коранистики. Наши гости прибыли Республики Ирак, Иорданского Хашимитского Королевства, Королевство Бахрейн, Королевства Марокко, Королевства Саудовской Аравии), Государства Катар, Демократической Социалистической Республики Шри Ланка.

Желаю всем участникам Конференции плодотворной работы в поиске ответов и решении поставленных задач.

От имени участников Конференции благодарим раиса Республики Татарстан, Рустама Нургалиевича Минниханова, который является председателем Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир» за возможность проведения нашего Форума. Отношения РФ и Исламского мира, слава Аллаху, крепнут и расширяются.

Мы молим Всевышнего Аллаха даровать успех работе этого Высокого Собрания и укрепить наши стопы на стезе служения Священному Корану словом, мыслью и делом!

والسلام عليكم و رحمة الله و بركاته