Посади дерево, даже если это твой последний поступок
Говорил ли что-либо Пророк (мир ему и благословение) о сохранении нашей планеты? Выдвигал ли Он какие-либо идеи и практики, связанные с растущим беспокойством по поводу будущего Земли и ее ресурсов?
Сегодня, с ростом осведомленности об опасностях, стоящих перед нашей планетой и большого интереса к «зеленым» идеям, размышление о руководстве Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) на эту тему оказывается полезным и актуальным. Отличительным в подходе Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) к экологическим вопросам является та связь, которую Он устанавливает между «зеленой» практикой и наградой в будущем мире, которая придает мусульманам больше стимула, чем другие мирские блага или награды и, как результат, побуждает к большей заботе о Земле и вызывает больше усилий для сохранения ее ресурсов.
Ниже приведена подборка хадисов Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Посади дерево, даже если это твой последний поступок: |
1. Анас (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вот-вот наступит час (День воскресения), а один из вас держит в руках росток пальмы, пусть даже за одну секунду до конца посадит его. »
Посадка деревьев является возобновляемым источником хасаната: |
2. Анас также сообщил, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды — это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака).» (Бухари)
Сохранение воды даже при использовании для религиозных ритуалов: |
3. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аас (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) однажды прошел мимо Саад ибн Аби Вакаса (да будет Аллах доволен им), в то время как он совершал тахарат. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил Саада: «Почему ты растрачиваешь воду?» Саад ответил: «А при тахарате также есть расточительство?» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Да, даже если вы находитесь в текущей реке» (Ахмад).
Поддержание чистоты окружающей среды имеет важное значение: |
4. Mуадх (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) предупреждал: «Остерегайтесь трех действий, которые сделают вас проклятыми: справлять нужду в затененных местах, на дороге или в водоеме».
5. Абу Аль-Зарр Гафари (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Собирание вредных вещей с дороги является актом милосердия (садака)».
Нет чрезмерному потреблению! |
6. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная о том, что рядом с ним его сосед голодает» (аль-Xаким)
7. На вопрос о том, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) имел обыкновение делать в своем доме, жена Пророка — Аиша (да будет Аллах доволен ею), сказал, что Он занимался ремонтом своей обуви, шил свою одежду и занимался обычными бытовыми делами.
8. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто убьет воробья или что-либо большее, без необходимости, Аллах призовет его к ответственности в Судный День.» Слушатели спросили: «О Посланник Аллаха, а при какой необходимости?» Он (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Если он убьет, чтобы есть, а не просто отрубит голову, а затем выбросит» (Наса’и).
Забота о животных: |
9. Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им) передал, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Человек почувствовал сильную жажду, когда он был на пути, там он наткнулся на источник. Он спустился к роднику, утолил свою жажду. Между тем он увидел собаку, тяжело дышавшую и облизывающую грязь из-за чрезмерной жажды. Он сказал себе: «Это собака страдает от жажды, как и я.» Он спустился и наполнил свою обувь водой и напоил собаку. Аллах оценил его поступок и простил его. « Сподвижники сказали, «О Посланник Аллаха! Есть ли награда для нас в помощи животным?» Он (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Существует награда за помощь любому живому существу. «(Бухари)
10. Абдуллах ибн Умар (да будет Аллах доволен им) передал, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал (смысл): «Женщина вошла в Ад из-за кошки, которую она связала, и не давала ей пищи.» (Бухари)